Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик):
ООО "Вайд Групп" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28709-ЭП/22 от 09.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции наружного освещения объекта: Квартал 7 (ул. Бабушкина - ул. Ольги Бергольц - ул. Пинегина - пр. Елизарова) (извещение N 0372500005322000096),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на выполнение работ по реконструкции наружного освещения объекта: Квартал 7 (ул. Бабушкина - ул. Ольги Бергольц - ул. Пинегина - пр. Елизарова) (извещение N 0372500005322000096) (далее - Аукциона).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 22 662 978,90 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Вайд Групп".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Вайд Групп" заключен государственный контракт N 67/2022-ОКС-А от 22.09.2022 на сумму 20 263 007,17 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 26.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Вайд Групп" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 1.1 Контракта Участник обязуется в установленный срок выполнить работы по реконструкции наружного освещения объекта: Квартал 7 (ул. Бабушкина - ул. Ольги Берггольц - ул. Пинегина - пр. Елизарова) (далее - Объект) (далее - Работы), а Заказчик обязуется обеспечить их оплату после принятия результата Работ.
Участник выполняет Работы в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией (шифр СМ-12/19, положительное заключение государственной экспертизы от 11.12.2020 N78-1-1-3-063709-2020), определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту) и Календарным планом производства работ для ППР (Приложение N 7 к Контракту), определяющими сроки выполнения и цены отдельных этапов исполнения Контракта, Расчетом цены Контракта, Расчетом стоимости работ по Контракту (далее - Расчет) (Приложения N 1.1, N 1.2 к Контракту), определяющими цену Контракта, Сметой контракта (далее - Смета контракта) (Приложение N 6 к Контракту), определяющей объем работ.
При выполнении работ Подрядчик должен соблюдать технические регламенты и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Начало выполнения работ по Контракту: с даты заключения Контракта.
Конечный срок выполнения Работ по Контракту, включающий утверждение Заказчиком Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14): не позднее 31.10.2023.
По состоянию на 25.10.2022 Участник не приступил к выполнению Работ по Контракту, не предоставил Проект производства работ и Календарный план производства работ в его составе, нарушение начального срока выполнения работ составляет 33 дня с 23.09.2022 по 25.10.2022.
Согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту) Участник обязан был в срок не позднее 30.09.2022 выполнить подготовительные работы по Контракту.
По состоянию на 25.10.2022 в силу медлительности Участника ни один из видов работ по Контракту не выполняется, вследствие чего окончание выполнения работ по Контракту к конечному сроку выполнения работ - 31.10.2023 - становится явно невозможным.
Согласно п. 4.2.33 Контракта Участник обязан был в течение 30 дней с момента подписания Контракта за свой счет застраховать риск гибели или повреждения результата выполненных работ, на общую сумму, составляющую 100% от цены Контракта и предоставить договор страхования риска гибели или повреждения результата выполненных работ Заказчику.
По состоянию на 25.10.2022 Участник не представил Заказчику договор страхования риска гибели или повреждения результат выполненных работ.
На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.10.2022 Заказчик разместил на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Вайд Групп" пояснил, что с Решением Заказчика Участник не согласен и считает его безосновательным и незаконным.
19.10.2022 в адрес Заказчика был направлен ППР на проведение работ по указанному адресу для рассмотрения и утверждения, а также Приказ ООО "Вайд Групп" о назначении ответственных лиц от 13.10.2022, Письмо о согласовании эскизов опор применяемых при выполнении работ от 16.10.2022. Ответа о Заказчика не последовало.
24.10.2022 Участник уведомил Заказчика о том, что при использовании материалов (оборудования) ООО "Опора Инжиниринг" выполнение Работ в срок не представляется возможным. ООО "Вайд Групп" просило Заказчика согласовать замену опор, закладных деталей и кронштейнов производителя ООО "Опора Инжиниринг" на аналогичные опоры иного производителя для недопущения затягивания сроков выполнения Работ. Ответа от Заказчика не последовало.
Невозможность выполнения Работ в срок связана не с действиями (или бездействием) Участника, а вызвана тем, что Заказчик требует в безальтернативном порядке использовать при выполнении Работ оборудование одного производителя ООО "Опора Инжиниринг".
26.10.2022 в адрес Заказчика повторно было направлено письмо с просьбой согласовать замену производителя оборудования для производства Работ, ООО "Вайд Групп" запросило передать Участнику по акту приема-передачи строительную площадку, земельный Ордер ГАТИ для производства земляных работ, проектно-сметную документацию на электронном носителе.
28.10.2022 в адрес Заказчика был направлен Полис страхования риска гибели или повреждения результата выполненных работ с просьбой согласовать его содержание, Заказчик был уведомлен, что Страховой полис оплачен и будет передан Заказчику.
28.10.2022 в адрес Заказчика для рассмотрения и утверждения направлен исправленный Календарный план производства работ по указанному объекту.
31.10.2022 у Заказчика повторно запрошена проектная документация в формате AutoCad (dwg файл), которая необходима для производства Работ.
Таким образом, Участник своевременно приступил к выполнению Работ по Контракту, требуемая ООО "Вайд Групп" проектная документация была направлена Заказчиком лишь 03.11.2022.
Предположение Заказчика о том, что Работы не будут выполнены в установленный Контрактом срок, не находит своего подтверждения. Затягивание некоторых промежуточных сроков произошло по причине отсутствия содействия со стороны Заказчика в период действия Контракта.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Вайд Групп" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что со стороны ООО "Вайд Групп" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Вайд Групп" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Вайд Групп" (ИНН: 7805486700) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2022 г. N РНП-78-1438/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022