Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ШТАНДАРТ" (далее - Участник): доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28802/22 от 10.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта лагеря труда и отдыха государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Красносельская волость, пос. Лебедевка (извещение N 0172200002121000037),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.05.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на разработку проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта лагеря труда и отдыха государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Красносельская волость, пос. Лебедевка (извещение N 0172200002121000037) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 14 657 330,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 18.06.2021 NППИ1 победителем Конкурса признано ООО "ШТАНДАРТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ШТАНДАРТ" заключен государственный контракт N 0172200002121000037-ДТДиМ от 05.07.2021 на сумму 13 827 245,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в следующих случаях:
12.4.1. Если Подрядчик в течение трех рабочих дней не приступил к выполнению работ.
12.4.2. Если Подрядчик выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным.
12.4.3. Неоднократного (двух раз и более) невыполнения письменных указаний Заказчика, предусмотренных Контрактом.
12.4.4. В случае просрочки выполнения работ Подрядчиком на 10 дней и более.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 20.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ШТАНДАРТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта лагеря труда и отдыха государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Красносельская волость, пос. Лебедевка (далее - Объект) в течение 210 календарных дней с момента подписания акта в соответствии с п. 2.1.1 Контракта (2.1.2 Контракта).
Акт о передаче документов, содержащих исходные данные, был подписан сторонами Контракта 07.07.2021. Таким образом, Работы должны были быть выполнены не позднее 02.02.2022.
По состоянию на 20.10.2022 Работы по Контракту не были выполнены Участником, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ШТАНДАРТ" выполнило Работы в полном соответствии с заданием на проектирование, являющимся неотъемлемой частью Контракта. 12.07.2022 в адрес Заказчика было направлено письмо исх. N 12/07-1 с приложенной проектно-сметной документацией, разработанной в соответствии с Заданием на проектирование, однако, 26.07.2022 Заказчик письмом исх. N 429 отказал в приемке Работ по Контракту в связи с выявленными СПБ ГБУ "СЗ" недостатками. Недостатком, препятствующим приемке Работ, был указан отказ СПб ГАУ "ЦГЭ" в проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в связи с тем, что строительные работы не относятся к капитальному ремонту. Таким образом, проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с Заданием на проектирование, не может быть рассмотрена СПб ГАУ "ЦГЭ" как капитальный ремонт, а только как строительство, таким образом, разработка проектно-сметной документации в соответствии с Заданием на проектирование влечет за собой невозможность выполнения Работ в части получения положительного заключения СПб ГАУ "ЦГЭ", т.к. указанные требования были закреплены в Контракте как требование к работам, предъявленное Заказчиком. Таким образом, исполнение работ по получению положительного заключения СПб ГАУ "ЦГЭ" невозможно по причинам, зависящим от Заказчика.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ООО "ШТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ШТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ШТАНДАРТ" (ИНН: 7814604734) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 ноября 2022 г. N РНП-78-1453/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022