Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик):
ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28932/22 от 11.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку котлов варочных круглых (извещение N 0372200080822000083),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку котлов варочных круглых (извещение N 0372200080822000083) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 904 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС".
По результатам закупки Заказчиком ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС" заключен государственный контракт N 155-07/2022 от 11.07.2022 на сумму 904 000,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.5, 8.5 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 06.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку котлов варочных круглых (далее - Товар) одной партией в течение 15 рабочих дней с даты регистрации Контракта в Реестре контрактов, заключенных заказчиками (п. 3.1 Контракта).
Учитывая, что Контракт включен в указанном реестре 25.07.2022, срок поставки Товара истек 15.08.2022.
09.08.2022 Участником была осуществлена поставка Товара, однако, в связи с его несоответствием условиям Контракта он не был принят Заказчиком. Выявленные недостатки указаны в акте от 09.08.2022.
Письмом от 18.08.2022 N 896 Заказчик уведомил Участника о необходимости поставить Товар до 19.08.2022 включительно.
На основании письма Участника от 18.08.2022 N 11/150 Заказчик предоставил время для поставки Товара не позднее 30.09.2022.
По состоянию на 06.10.2022 Товар не поставлен. Письмом от 29.09.2022 N 11/195 Участник уведомил Заказчика о продлении срока поставки Товара до 15.10.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 532 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 4.4.5, 8.5 Контракта, учитывая, что Товар не поставлялся в течение длительного времени, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
Поставка Товара была произведена ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС" 08.08.2022 по УПД N 220808-00007, но Заказчик не принял Товар.
Заказчик в акте от 09.08.2022 указал, что выявлено несоответствие Товара по техническим параметрам требованиям Контракта, а именно: котел работает на воде, а должен работать на масле; номинальная мощность составляет 22,5 кВт, а должно быть 7 кВт, и другие. Часть указанных несоответствий не корректны, поскольку ни аукционная документация, ни Контракт не содержат таких характеристик и требований.
Участник в письме N 11/150 от 18.08.2022 просил Заказчика продлить срок для поставки Товара до 30.09.2022.
Заказчик письмом N 909 от 29.08.2022 сообщил о согласии на продление срока поставки до 30.09.2022.
Участник поставку Товара до 30.09.2022 не произвел, и Заказчик 06.10.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, о чем сообщил Участнику в письме N 1083.
Участник произвел поставку Товара по УПД N 221012-0001 от 12.10.2022, но Заказчик повторно не принял Товар.
Участник направил Заказчику письмо N 11/179 от 19.10.2022, в котором просил объяснить причину повторного отказа от приемки Товара.
Акт, датированный 13.10.2022, размещен Заказчиком на Официальном вместе с решением об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В указанном акте Заказчик снова указал на несоответствие Товара техническим характеристикам, предусмотренным в Контракте.
Отказ Заказчика от приемки Товара является не правомерным, поскольку Товар соответствовал всем заявленным Заказчиком характеристикам, указанным в Контракте. Товар изготовлен из нержавеющей стали AISI-304. Все остальные характеристики Товара соответствовали требованиям Контракта, что подтверждается сведениями, указанными в паспорте, письме производителя и сертификате соответствия. При этом подавляющая часть претензий Заказчика противоречит условиям Контракта, поскольку ни аукционная документация, ни Контракт не содержат подобных требований к Товару.
В Контракте установлены строго конкретные требования к характеристикам Товара. Поставленный Товар полностью соответствовал техническим характеристикам, указанным в Контракте, но Заказчик дважды при приемке товара стал предъявлять завышенные требования к характеристикам, которые не были установлены Контрактом.
Представитель Участника пояснил, что Заказчик не имел права требовать от Участника поставки Товара с характеристиками, которые не были указаны в Контракте. Поведение Заказчика при приемке Товара является недобросовестным и необоснованным.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС" совершило все максимально возможные, необходимые, активные и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта и достижения целей и результатов, установленных в Контракте.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ЗАО "ПРОФЕССИОНАЛ СЕРВИС" (ИНН: 7719812163), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2022 г. N РНП-78-1456/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022