Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУН Институт аналитического приборостроения Российской академии наук (далее - Заказчик):;
ООО "Охранное предприятие "Балтиец" (далее - Заявитель): ;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29086-ЭП/22 от 14.11.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и имущества Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Аналитического приборостроения Российской академии наук (ИАП РАН), а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности в 2023-2024 году (извещение N 0372100021222000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.11.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0372100021222000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 430 131,52 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-17 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее-Характеристики объекта закупки).
Согласно электронному документу "+Приложение N4 Порядок рассмотрения и оценки заявок (РЕДАКЦИЯ 2).docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "качественные характеристики объекта закупки", который в свою очередь содержит детализирующий показатель оценки "признак N 1 (количество подтверждающих документов).".
Извещение в оспариваемой части содержит следующий порядок оценки заявок:
"Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Единица измерения штука- шт.
Качество услуг - это совокупность технических, экономических и иных общественно полезных свойств услуг, складывающихся на всех стадиях ее жизненного цикла оказания охранных услуг и получивших закрепление в технической документации конкурса и условиях договора.
Качество охранных услуг определяется той потребностью, для удовлетворения которой заказчиком создается закупка.
Качественный признак N1 это способность участника закупки обеспечить защиту заказчика при возникновении чрезвычайных ситуаций на охраняемом объекте, в том числе с учетом требований антитеррористической защищенности. Такая способность должна быть подтверждена документально.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 66), стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1 ФЗ N68 от 21.12.1994 г. в ред. от 14.07.2022 г.).
Будет оцениваться количество подтверждающих документов. Единица измерения штука - шт.
К ним относятся:
акты о проведении совместных учений и тренировок с заказчиками, по обеспечению исполнения установленных на объектах требований антитеррористической защищенности и предупреждению чрезвычайных ситуаций, сопоставимого характера по предмету конкурса;
положительные отзывы и благодарственные письма, характеризующие действия участника при возникновении террористической угрозы и чрезвычайной ситуации на охраняемых объектах, сопоставимого характера по предмету конкурса.
Положительные отзывы и благодарственные письма и должны быть оформлены на официальном бланке организации выдавшей эти документы с присвоенными документу даты и номера, в соответствии с принятыми правилами документооборота.
Под услугами сопоставимого характера понимаются: "услуги по обеспечению охраны объектов (территорий), а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте научного учреждения, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности".
При этом в успешно исполненных контрактах (договорах) в пункте "предмет контракта (договора), или техническом задании, должны содержаться обязательные требования к антитеррористической защищенности охраняемого объекта.
Будут учитываться:
контракты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
договора в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
последний акт, составленный при исполнении контракта/договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Участник закупки в составе заявки должен подтвердить факт работы с заказчиками, выдавшими ему акты, положительные отзывы, благодарственные письма, характеризующие действия участника при возникновении чрезвычайных ситуациях на охраняемых объектах, путем предоставления копии договоров (контрактов) с актами выполненных работ по предмету закупки.
При оценке будут учитываться только документы и исполненные контракты (договоры) с актами выполненных работ.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся копий, иметь четко читаемый текст, на которых видны необходимые подписи и печати.".
Комиссия УФАС отмечает, что предоставление документов, а именно актов о проведении совместных учений и тренировок с заказчиками, по обеспечению исполнения установленных на объектах требований антитеррористической защищенности и предупреждению чрезвычайных ситуаций, сопоставимого характера по предмету конкурса, положительных отзывов и благодарственных писем, характеризующие действия участника при возникновении террористической угрозы и чрезвычайной ситуации на охраняемых объектах, сопоставимого характера по предмету конкурса не соотносятся с характеристиками объекта закупки, а лишь подтверждает действия при возникновении чрезвычайной ситуации в прошлом.
Тем самым Заказчик допускает подмену критериев оценки заявок.
С учетом вышеизложенного, установленный извещением порядок оценки не отвечает требованиям Положения и Закона о контрактной системе, что является признаком нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В отношении остальных доводов жалобы, касающихся установления ненадлежащего порядка оценки заявок, Комиссия УФАС отмечает следующее:
Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Комиссия УФАС установила, что в соответствии со ст.45 Закона о контрактной системе Заказчиком были внесены изменения извещение о закупке, о чем свидетельствует опубликованный 14.11.2022 в 13:05 Заказчиком документ "Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 14.11.2022 NИИ3 в ред. N4".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в извещение о закупке были внесены изменения в том числе, в части нарушений положений Закона о контрактной системе указанных в доводах жалобы Заявителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС установлено, что Заявитель обжалует положения извещения в редакции, которая на момент заседания Комиссии УФАС перестала действовать в связи с изменениями, внесенными Заказчиком.
Таким образом, на момент заседания Комиссии УФАС отсутствует предмет для рассмотрения и, следовательно, доводы жалобы в рассматриваемой части являются необоснованными.
3.Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в извещение о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Охранное предприятие "Балтиец" обоснованной частично.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2022 г. N 44-3897/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022