Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя СПб ГБУЗ "Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий
им. К.А. Раухфуса" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Спецмед" (далее - Заявитель), уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29089-ЭП/22 от 14.11.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (белья операционного) (извещение N 0372200255922000089) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 07.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200255922000089. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описании объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В силу п.5. Правил использования каталога, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.п. 6-7 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При этом Комиссия УФАС отмечает, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Объектом закупки является поставка медицинских изделий (белья операционного).
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание_обьекта_закупки[1].docx" к извещению об осуществлении закупки.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно объедены в закупку такие товарные позиции как "белье операционное", "пинцет" и "чехол защитный на оборудование для ручек операционного микроскопа OPMI Sensera, ZEISS", т.к. являются разные по своим функциям изделиями.
Также Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком при описании объекта закупки не использована позиция КТРУ.
Из пояснений представителей Заказчикам следует, что согласно ГОСТ Р 58551-2019 Изделия медицинские одноразовые из нетканых материалов ОДЕЖДА И БЕЛЬЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ОДНОРАЗОВЫЕ ИЗ НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ хирургическое белье (surgical drape) это - полотно, которым накрывают пациента или оборудование для предотвращения передачи возбудителей инфекционных заболеваний во время хирургической операции, обследования или другой манипуляции.
В пункте 4.2. ГОСТ Р 58551-2019 указаны виды одноразового хирургического белья из нетканых материалов:
- хирургические простыни общего назначения;
- хирургические простыни специального назначения;
- хирургические простыни для стола операционного;
- хирургические простыни для инструментов/оборудования;
- впитывающие простыни;
- впитывающие пеленки/подстилки;
- хирургические салфетки;
- чехлы на аппаратуру, шланги/кабели, рукоятки и т.д.;
- чехлы на инструментальные столы;
- карманы для инструментов;
- хирургические тампоны;
- мешки/карманы для сбора тканей/жидкости;
- коврики для пола, инструментов;
- инцизные пленки;
- операционные фиксирующие ленты;
- пододеяльники;
- наволочки;
- простыни;
- наматрацники.
Исходя из вышеизложенного чехол на оборудование отнесен к хирургическому белью. Также как и остальные позиции лота: простыни, салфетки, тампоны, фиксаторы. Следовательно предмет закупки определен верно и соответствует требованиям ГОСТ Р 58551-2019.
Микроскоп OPMI Sensera имеется у Заказчика в наличии, модель чехла указана для более детального понимания участниками закупки на какое именно оборудование требуется изготовить чехол. Микроскоп используется при проведении хирургических операций. Согласно требованиям ГОСТ EN 13795 Хирургическая одежда и белье, применяемые как медицинские изделия для пациентов, хирургического персонала и оборудования в целях соблюдения правил асептики все применяемое для медицинских манипуляций оборудование должно быть в чехлах: не допускается применение оборудования в чистых помещениях (операционная) без покрывного материала (часть 1 ГОСТ EN 13795-1-2011).
Пинцет не закупается как отдельное изделие, а включен в состав Набора медицинского хирургического одноразового, стерильного (для процедурных кабинетов) Формирование данного набора продиктовано спецификой ЛПУ - Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий. Медицинская помощь будет оказываться детям на изоляционно-диагностическом отделении. Специфика данного отделения требует от медицинского персонала быстрых манипуляций с применением диагностического оборудования, в т.ч. с использованием изделий, включенных в набор: пинцета, салфеток, тампонов. Все изделия будут применяться в операционных, следовательно с целью предупреждения передачи возбудителей инфекционных заболеваний между пациентом и персоналом в ходе хирургических и инвазивных процедур салфетки и тампоны медицинский персонал должен брать с помощью специального инструмента для захвата - пинцета. Все изделия используются одномоментно при проведении хирургических процедур.
Также Заказчиком отмечено, что закупаемые изделия (пинцет и чехол на оборудование) не уникальны и производятся не одним производителем:
Чехлы на оборудование (набор пункта 14 Описания объекта закупки):
ООО "Арт-Синтез", Россия, рег.уд. РЗН 2016/4090 Одежда и белье медицинские одноразовые стерильные "Арт-Синтез" в комплектах и отдельных упаковках по ТУ 9398-001-33900836-2014 в составе: Чехол на медоборудование, Тампон впитывающий
ООО "ТД АгатМед", рег.уд. ФСР 2012/14194 "Комплекты медицинские одноразовые из нетканых материалов "Агат-А" стерильные и нестерильные по ТУ 9398-004-38265586-2012, в составе: Чехол для рентген-тубуса, микроскопа, Тампоны
ООО "МедКомплект" ФСР 2009/05398, Набор медицинский хирургический одноразовый, стерильный "МЕДКОМПЛЕКТ-2" по ТУ 9398-002-87401986-2009 в составе тампон хирургический, чехол защитный на оборудование
ООО "НПП Волга Медикал" рег.уд. ФСР 2010/08335 Комплекты одежды и белья хирургические одноразовые "ВОЛГА МЕДИКАЛ" по ТУ 9398-001-64985111-2010, в составе: чехлы, тампоны
ООО "Здравмедтех-Н", рег.уд. РЗН 2020/9722 Комплект белья хирургического одноразового стерильного "Здравмедтех" по ТУ 13.95.10-009-70516780-2019, в составе чехол на оборудование
ООО "ПрофМедика", рег.уд. ФСР 2011/12333, Комплекты медицинские одноразовые из нетканых материалов "Си Айрлайд", стерильные и нестерильные по ТУ 9398-008-13429727-2011, в составе чехол на эндоскопическое оборудование, тампоны
АО "ЗМТ", рег.уд. ФСР 2010/08321 Комплекты белья хирургического одноразового стерильного "ЗДРАВМЕДТЕХ" по ТУ 9398-003-38957094-2005, в составе чехол, тампоны
И это только часть из имеющихся производителей данных наборов.
Пинцеты, входящие в набор (пункт 13 Описания объекта закупки):
АО "ЗМТ", Россия, рег.уд. РЗН 2016/4403 Набор-укладка многокомпонентная хирургическая одноразовая стерильная по ТУ 9398-002-51834327-2015, в составе набора пинцеты, тампоны и салфетки.
ООО "ПК "Диалмед", рег.уд. РЗН 2013/894 Комплект медицинских изделий и расходных материалов, одноразовый, стерильный "ДиалМед" по ТУ 9398-001-13018266-2012 в составе набора пинцеты, тампоны и салфетки.
ЗАО "ЗДРАВМЕДТЕХ-П", Россия, рег.уд. РЗН 2013/823 Одежда и белье медицинские одноразовые в комплектах и отдельных упаковках по ТУ 9398-007-38957094-2012 в составе набора пинцеты, тампоны и салфетки.
АО "Завод медицинских технологий", Россия, РЗН 2016/5094, Комплект изделий медицинских для гемодиализа одноразовый стерильный по ТУ 9398-001-51834327-2015 в составе набора пинцеты, тампоны и салфетки
Все регистрационные удостоверения, включающие в себя чехол на микроскоп и пинцет называются "наборы белья", что подтверждает правильность указания Заказчиком предмета закупки.
Росздравнадзор регистрирует такие наборы и выдает регистрационные удостоверения, из чего следует, что применение их одномоментно и в единовременном процессе одобрено Росздравнадзором.
Относительно не использования КТРУ, представители Заказчика пояснили, что заказчик может не использовать КТРУ, если описание позиции КТРУ фактически отсутствует, не соответствует и/или противоречит объекту закупки.
Руководствуясь тем, что в состав наборов входят салфетки, простыни, чехлы на оборудование, тампоны и все эти изделия (как единичные позиции) указаны в каталоге ТРУ с кодом 32.50.50.190 (например, 32.50.50.190-00000097 Простыня для стола операционного, одноразового использования и т.д.), то наборам, включающим в себя эти товары был присвоен код 32.50.50.190.
Все медицинские изделия объединены в единый лот по следующему принципу функциональной и потребительской взаимосвязи, обусловленной спецификой деятельности ЛПУ: все изделия, включенные в лот, являются изделиями краткосрочного применения, основная функция данных изделий - оказание персоналом ЛПУ медицинской помощи. Товар, поставка которого является предметом настоящего аукциона, предназначен для обеспечения функциональности лечебного процесса, в котором задействован расходный материал, взаимосвязанный между собой. Формирование номенклатуры осуществлено на основании потребности лечебного учреждения для обеспечения единого лечебного процесса.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил, в доводах жалобы также надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, не представил, в связи с чем доводы жалобы не находят своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 26, 33, 42, 43, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спецмед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2022 г. N 44-3898/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022