Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБДОУ детский сад N 5 Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителя ИП Менщиковой Инны Викторовны (далее - Участник, Исполнитель): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28930/22 от 11.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи по периметру здания в 2022 году (извещение N 0372200282421000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи по периметру здания в 2022 году (извещение N 0372200282421000014) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 63 925,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.11.2021 N 0372200282421000014-3 победителем Аукциона признана ИП Менщикова Инна Викторовна.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Менщиковой Инной Викторовной заключен государственный контракт N 0372200282421000014 от 10.12.2021 на сумму 43 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством и условиями Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Менщиковой Инной Викторовной.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с п. 3.1 контракта срок оказания услуг по настоящему Контракту с 01.01. 2022 по 31.12.2022.
В соответствии с п. 3 Приложения N 1 к Государственному контракту время реагирования и начала выполнения работ Исполнителем должно составлять не более 3 (трёх) часов с момента передачи Заказчиком заявки о необходимости выполнения работ, направленной Исполнителю путем уведомления по факсу или иным способом, согласованным сторонами. Режим выполнения работ Исполнителем на объекте: с 09 часов до 18 часов, включая выходные и праздничные дни.
27.12.2021 Исполнителю, посредством электронной почты, была направленна заявка с предложением выполнить работы в связи со сложной погодной ситуацией 29.12.2021.
29.12.2021 Исполнитель оказал услуги в полном объеме. В связи с чем был подписан акт о выполненных работах N 2 от 10 января 2022 года. Документы на оплату переданы в ГКУ "Централизованная бухгалтерия" 11.01.2022.
11.01.2022 Исполнителю, посредством электронной почты, была направленна заявка с предложением выполнить работы согласно Контракта 14.01.2022. По устной договоренности заявка была отменена в связи с погодными условиями и плюсовой температурой.
28.01.2022 Исполнителю, посредством электронной почты, была направленна заявка с предложением выполнить работы согласно Контракта 29.01.2022.
29.01.2022 от Исполнителя прибыли два сотрудника для проведения работ Менщиков Артем Геннадьевич и Комченко Дмитрий Васильевич. В это время на объекте Заказчика находился представитель Заказчика - заместитель заведующего по АХР Пак Наталья Ивановна и сотрудник охранной организации ООО "Лидер безопасности" Сокольский Юрий Егорович. Сотрудником охранной организации было зафиксировано время прибытия и время убытия представителей Исполнителя. Время нахождения на объекте составило 60 минут с 13.40 до 14.40.
По окончанию работ представителем Заказчика были выявлены нарушения, а именно:
1. не убрана наледь с кровли здания;
2. выполненный объем не соответствовал выставленному счету Исполнителя, так как фактически убранный объем составлял менее 500 кв.м.
На замечания Заказчика, представители Исполнителя не отреагировали и ушли с объекта.
01.02.2022 в адрес Исполнителя была направленна претензия по средствам электронной почты, а также фотофиксация наледи оставшейся на кровле после проделанных работ. Фотофиксация была произведена 29.01.2022 по окончанию работ с земли и 31.01.2022 непосредственно на кровле
Так же претензии в адрес Исполнителя были направленны 03.02.2022 и 04.02.2022 по средствам электронной почты. Исполнитель отказался от выполнения работ.
07.02.2022 Исполнителю, посредством электронной почты, была направленна заявка с предложением выполнить работы согласно Контракта 08.02.2022. Несмотря на то, что по условиям Контракта время реагирования на заявку составляет 3 часа, Исполнитель попросил перенести вызов на 09.02.2022. Заказчик согласовал перенос выезда.
09.02.2022 от Исполнителя так же прибыли два представителя. Время начала работ 11.30 время окончания работ 11.54. Исполнитель в очередной раз отказался от сбивания наледи с кровли, так как, по его мнению, сделать это обычной пластиковой лопатой не представляется возможным. Но готов воспользоваться ломом и кувалдой в том случае если представитель Заказчика даст на это письменной согласие и возьмет на себя всю ответственность за повреждение кровли.
Представитель Заказчика отказался от предложенных вариантов Исполнителя.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.10.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Менщиковой Инной Викторовной устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
ИП Менщикова Инна Викторовна не направила своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представила письменные пояснения, в которых указала следующее:
29.01.2022 Участник производили очистку кровли согласно Контракту по адресу 198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Ломоносова, д. 17, литер А. Работы приняла заместитель заведующей садика в тот же день. Ей были озвучены проблемные места, что на кровле есть водосточные трубы (висящие на одной проволочке) и то что наледь за снегоуловителем очень большая и скинуть её нет возможности, можно только отколотить её кувалдой, но это приведёт к деформации крыши и возможным пробоинам. Участник также озвучил, что готов всё устранить, но после получения от Заказчика гарантийного письма о том, что ответственность за порчу правил несёт сам Заказчик. На данное предложение Участник получил отказ.
Участник ходатайствовал о невключении ИП Менщикову Инну Викторовну в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что погодные условия ухудшались и нависание наледи на кровле представляло угрозу жизни посетителей социально значимого объекта, Заказчик был вынужден заключить договор на очистку кровли от снега и наледи. Чистка была произведена 10.02.2022. Снег и наледь были сняты в полном объеме. Кровля объекта была очищена полностью, осталась без повреждений.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в соответствии п.7 Приложения N 1 к Контракту Кровлю и козырьки необходимо очищать без применения ломов и других металлических инструментов, только деревянными или пластмассовыми лопатами.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Менщиковой Инны Викторовны подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Менщиковой Инны Викторовны, ИНН: 470319260471, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Менщиковой Инны Викторовны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.11.22 |
14.11.22 |
11.11.22 |
0 |
11.11.22 |
18.11.22 |
18.11.22 |
0 |
23.11.22 |
23.11.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2022 г. N РНП-78-1458/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022