В связи с поступившей от ООО "Архитектурное бюро "Студия 44" (вх. N 28572-ЭП/22 от 08.11.2022) информацией в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик), по доверенности;
ООО "Архитектурное бюро "Студия 44" (далее - Заявитель), по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию приспособления для современного использования здания по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера А, для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Петербург-концерт" (извещение номер N 0372200260022000062).
Адрес проверяемой организации: 190000, Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, д. 76;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 88 181 048,00 руб.
В обращении Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерной оценке его заявки по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее- квалификация участников закупки).
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "д" п. 24 настоящего Положения, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В Приложении N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен следующий порядок оценки по Признаку N 2 показателя "Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования":
"В целях оценки по детализирующим показателям оценки "Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования" (Признак N2) показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "Квалификация участников закупки" в соответствии с пунктом 29 Положения Заказчиком установлен перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по детализирующему показателю оценки "Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования", и необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки.
К оценке принимаются документы, подтверждающие наличие в штате организации специалистов, включенных в Национальный реестр ассоциации саморегулируемых организаций негосударственной некоммерческой организации - общероссийского межотраслевого объединения работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (НОПРИЗ) прошедших независимую оценку квалификации на осуществление профессиональной деятельности.
Перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов, их квалификацию, необходимые для выполнения работ по контракту:
1) копии уведомлений НОПРИЗ о включении сведений о сотрудниках компании в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;
2) копии трудовых договоров (и/или трудовых книжек) этих сотрудников, с выпиской из штатного расписания).
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся на сайте НОПРИЗ и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся на сайте НОПРИЗ.
В случае отсутствия в составе заявки копий уведомлений НОПРИЗ о включении сведений о сотрудниках компании в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и/или копий трудовых договоров (и/или трудовых книжек) этих сотрудников, с выпиской из штатного расписания)., подтверждающих наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, такие специалисты при оценке заявки по детализирующему показателю "Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования" учтены не будут.
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя оценки "Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования" (Признак N2) и установлено предельное максимальное значение () характеристики квалификации участников закупки.
Оценка заявок осуществляется по формуле:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
- предельное максимальное количество специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования - 6 чел.
В случае если в предложении участника закупки содержится значение характеристики квалификации участников закупки, которое выше предельного максимального значения соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики квалификации участников закупки.
Представленные участником закупки в составе заявки документы предлагается указывать в рекомендованной форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Приложение N2 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению)".
Согласно пп. б) п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.10.2022 NИЭОК1 размещен в единой информационной системе 26.10.2022 в 16 часов 48 минут и содержит результаты оценки заявок по рассматриваемому показателю:
Наименование показателя |
Наименование детализирующего показателя |
Итого кол-во баллов (с учетом значимости критерия) |
Итого кол-во баллов (с учетом значимости показателя) |
Итого кол-во баллов |
Постраш А.А. |
Ватагин И.С. |
Авениров А.А. |
Крайнев И.Б. |
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
20,00 |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования |
0,00 |
0 |
0* |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наличие в штате специалистов в области архитектурно-строительного проектирования |
4,00 |
10 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
Наличие в штате архитектора, аттестованного на высшую квалификационную категорию |
4,00 |
10 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
Наличие в штате архитектора, аттестованного на квалификационную категорию (не ниже второй) по специальности "архитектор" |
4,00 |
10 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
Наличие в штате инженеров, аттестованных на квалификационную категорию (не ниже второй) по специальности "инженер" |
4,00 |
10 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
Суммарное количество баллов: |
36,00 |
* Предельное максимальное количество специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования - 6 чел., участником в заявке представлено - 4 чел., учтено для оценки по показателю - 4 чел.
В соответствии с пп. р) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
В ходе заседания Инспекции УФАС установено, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.10.2022 г. и протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 26.10.2022 г. заявке Заявителя по детализирующему показателю оценки "Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования" (Признак N2) критерия N 2 "Квалификация участников закупки" (далее - "Признак N 2 Критерия N 2") присвоено 0 баллов с примечанием "* Предельное максимальное количество специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования - 6 чел., участником в заявке представлено - 4 чел., учтено для оценки по показателю - 4 чел.".
Согласно положению о применения детализирующего показателя оценки по Признаку N2 Критерия N 2 к оценке принимаются документы, подтверждающие наличие в штате организации специалистов, включенных в Национальный реестр ассоциации саморегулируемых организаций негосударственной некоммерческой организации - общероссийского межотраслевого объединения работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (НОПРИЗ) прошедших независимую оценку квалификации на осуществление профессиональной деятельности.
Перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов, их квалификацию, необходимые для выполнения работ по контракту:
1) копии уведомлений НОПРИЗ о включении сведений о сотрудниках компании в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;
2) копии трудовых договоров (и/или трудовых книжек) этих сотрудников, с выпиской из штатного расписания).
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя оценки "Наличие в штате специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования" (Признак N2) и установлено предельное максимальное значение () характеристики квалификации участников закупки.
- предельное максимальное количество специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования - 6 чел.
Заявителем в составе заявки были представлены документы, подтверждающие наличие в штате организации специалистов, отвечающих Признаку N 2 Критерия N 2, в количестве 7 человек (Балканова К.А., Никулина И.А., Ляшко И.Н., Просветова Н.В., Иванов Г.В., Еловков Е.Д., Смолина Я.В.).
Согласно конкурсной документации в случае если в предложении участника закупки содержится значение характеристики квалификации участников закупки, которое выше предельного максимального значения соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики квалификации участников закупки.
Таким образом, комиссией учтено только 4 человека вместо 6 человек по Признаку N 2 Критерия N 2 и ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по Признаку N 2 Критерия N 2, что нарушает ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что комиссией Заказчика приняты к оценке договора в качестве специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно- строительного проектирования были учтены 4 человек:
- Балканова К.Г.;
- Никулина И.А.;
- Смолина Я.В.;
- Еловков Е.Д.
В качестве специалистов в области архитектурно-строительного проектирования были учтены 10 человек:
- Герштейн Л.В.;
- Блинкова М.С.;
- Кокшарова М.А.;
- Ляшко А.А.;
- Дернов А.С.;
- Явейн Н.И.;
- Кошарный А.П.;
- Романцев В.А.;
- Зенкевич В.А.;
- Матюрин К.М.;
В качестве архитектора высшей категории был учтен Иванов Г.В.;
В качестве архитектора не ниже 2 категории была учтена Морозова С.В.;
В качестве инженеров не ниже 2 категории были учтены:
- Блинов О.А.;
- Ляшко 11.11.;
- Просветова Н.В.
По мнению комиссии Заказчика, специалисты Ляшко И.Н. и Просветова Н.В. не могут включаться в категорию специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, поскольку привлекаются на основании срочных договоров гражданско-правового характера и не входят в штат Заявителя. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудового договора от 18.10.2022 N АБ-08/22, заключенного с Просветовой Н.В., а также копией трудового договора от 18.10.2022 N АБ-08/22, заключенного с Ляшко И.Н.
Однако, в ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что указанный выше порядок оценки не исключает предоставление в качестве подтверждения по Признаку N 2 документов сотрудников по нескольким категориям единовременно.
В свою очередь, Инспекция УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае в составе информации, размещенной Заказчиком в рамках осуществления рассматриваемой закупки, отсутствуют положения доказывающие обратное.
Таким образом в действиях Заказчика установлено нарушение пп. б п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение пп. б п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2022 г. N 11-276/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022