Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 20" (далее - Заказчик);
ООО "ПожарТехМонтаж" (далее - Заявитель);
отсутствие представителей:
Администрация Московского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29322/22 от 16.11.2022) на действия Администрации Московского района Санкт-Петербурга (Уполномоченный орган) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по дооснащению комплексной системы обеспечения безопасности системой пожарной сигнализации (СПС) и системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) для нужд Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N20" по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Гастелло, д.21, Литера А (извещение N 0172200000422000189) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.10.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0172200000422000189. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 853 370,93 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Пунктом 16 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Заказчиком установлен порядок оценки заявок, в том числе следующие положения:
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Качество выполняемых работ" |
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в технических предложениях участников закупки. Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по детализирующему показателю "Качество выполняемых работ" показателя" Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость. В рамках детализирующего показателя "Качество выполняемых работ" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса выполнения работ на дооснащение системы КСОБ системой пожарной сигнализации (СПС) и системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) (далее - выполняемые работы), их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве выполняемых работ), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об выполняемых работах в отношении следующих разделов: методика выполнения работ; подключение систем СОУЭ и СПС. Оценка заявки участника конкурса по детализирующему показателю "Качество выполняемых работ" определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Технического задания. В случае, если работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, установленными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в том числе в рекомендуемой форме: "Участник закупки предлагает выполнение работ, являющихся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами". При подготовке предложения о качественных характеристиках объекта закупки ответственные за выполнение работ, исправность и контроль оборудования устанавливаются из числа руководителей организации.
*в случае предоставления сведений в форме, отличной от рекомендуемой - в составе заявки должны содержаться сведения, предусмотренные рекомендуемой формой. Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела технического предложения об выполнении работ. В графе 2 формы указывается наименование раздела технического предложения об выполнении работ. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки. Оцениваемое описание выполняемых работ в отношении каждого раздела и соответствующего ему подраздела (при наличии), содержащего оцениваемую у участников информацию (характеристики), предлагаемое участником конкурса в составе заявки, должно содержать наименование каждого раздела и соответствующего ему подраздела (при наличии), в том числе соответствующее описание по наименованию раздела и подраздела и не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемой информации (характеристик) в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу. В случае, если участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами и участником конкурса не предлагается описание выполнения работы по соответствующим разделам технического предложения, и/или участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание выполнения работы по соответствующим разделам технического предложения будет соответствовать требованиям, указанными в Техническом задании и проектной документации (при наличии), и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса. Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем разделам трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". В рамках предоставления информации по разделу "Методика выполнения работ" Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемой организацией методики выполнения работ на объекте в соответствии с требованиями проектной (при наличии) и конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: подготовка мест расположения материалов и оборудования (СПС и СОУЭ), комплектующих, программного обеспечения и его документации (содержащий информацию о подготовке извещателей пожарных к процессу монтажа, технологию настройки основных характеристик срабатывания извещателя, включая характеристики настройки чувствительности и проверки электрических параметров извещателя, с указанием критериев настройки срабатывания, в соответствии с которыми производится настройка, описание критериев срабатывания извещателей пожарных при окончании настройки, в том числе критериев совместимости с рабочей зоной покрытия извещателя пожарного, описанием факторов, влияющих на стабильность работы извещателя пожарного после его настройки в том числе с учетом зоны покрытия извещателя пожарного, описание применяемой инструкции по уменьшению времени обнаружения пожара на этапе ввода оборудования в эксплуатацию при выполнении работ по дооснащению извещателями пожарными с проектом инструкции, указанием должностей сотрудников организации, задействованных при настройке извещателей пожарных непосредственно перед выполнением работ по дооснащению оборудованием системы пожарной сигнализации, включая стаж работы сотрудника по своей должности, а так же описание наличия образования у сотрудников (требуется указать вид полученного образования сотрудника, а так же наименования видов оконченных курсов повышения квалификации по подготовке извещателей пожарных к работе, включая их настройку, программу видов), ответственных за выполнение работ по настройке извещателей пожарных, перечень методов проверки работоспособности оборудования и применяемых материалов, используемых на этапе подготовки (работ по настройке) системы пожарной сигнализации, с описанием проводимых мероприятий по каждому методу настройки и проверки работоспособности); порядок оценки внешних факторов этапа перед производством работ по подключению, а так же на этапе производства работ по подключению (необходимо предоставить регламент, в соответствии с которым производится данный порядок оценки внешних факторов, влияющих на обнаружение пожара системой пожарной сигнализации), содержащий в том числе сведения о сотрудниках, производящих оценку влияния внешних факторов, характеристики оценки, в соответствии с которыми производится оценка влияния внешних факторов, классификация видов внешних факторов, наличие которых проверяется ответственными сотрудниками, производящими данную оценку воздействия внешний факторов, описание мероприятий, производимых на основе полученных сведений оценки влияния внешних факторов по каждому виду, входящему в классификацию, с целью устранения, а так же минимизации воздействия определяемых внешних факторов на указанных этапах работ по каждой зоне контроля пожарной сигнализации, с учетом указания ее наименования; порядок оценки ограничительных факторов на этапе перед производством работ по подключению оборудования, а так же на этапе производства работ по подключению (необходимо предоставить регламент, в соответствии с которым производится данный порядок оценки ограничительных факторов, влияющих на расположение основных элементов системы пожарной сигнализации, а так же срабатывание данных элементов системы), содержащий в том числе сведения о сотрудниках, производящих оценку влияния ограничительных факторов, характеристики оценки, в соответствии с которыми производится оценка влияния ограничительных факторов, классификация видов ограничительных факторов, наличие которых проверяется ответственными сотрудниками, производящими данную оценку воздействия ограничительных факторов, описание мероприятий, производимых на основе полученных сведений оценки влияния ограничительных факторов по каждому виду, входящему в классификацию, с целью устранения и минимизации воздействия определяемых ограничительных факторов на указанных этапах работ по каждой зоне контроля пожарной сигнализации, с учетом ее наименования; информация о настройке и подготовке к работе громкоговорителей в СОУЭ (требуется предоставить регламент настройки и подготовки к работе громкоговорителей в системе оповещения и управления эвакуацией), содержащая в том числе критерии, в соответствии с которыми производится настройка и подготовка к работе громкоговорителей, включая перечень настраиваемых характеристик громкоговорителей, а так же соответствующие характеристикам рабочие значения настройки громкоговорителей, которыми они будут обладать по результатам выполнения работ по дооснащению, перечень сотрудников, задействованных при настройке и подготовке оборудования в СОУЭ, способы устранения выявленных несоответствий в рабочих характеристиках применяемого оборудования, а так же применяемых материалов при подключении соответствующего оборудования в системе оповещения и управления эвакуацией в целях обеспечения безотказной и непрерывной работы данной системы. перечень сотрудников, ответственных за контроль качества настройки громкоговорителей; система оценки безопасности аудио- и видеоинформации рабочего места, используемая организацией при выполнении работ (требуется описание в том числе предоставить содержащуюся в системе классификацию угроз информационной безопасности, а так же описание мероприятий по устранению каждой угрозы, наименование применяемых средств защиты информационной безопасности (вид применяемого специализированного программного обеспечения системы защиты информации), а так же какие конкретно задачи по обеспечению информационной безопасности позволяет решить средство защиты; содержащая разработанную в организации систему защиты от несанкционированного доступа информации (помимо системы защиты необходимо предоставить критерии системы защиты от несанкционированного доступа информации)). Описание требуемых подразделов должно содержать все характеристики, предусмотренные в требуемых подразделах. Для исключения двоякого толкования, такое описание следует предоставить в изъявительном наклонении, без использования в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не" следующих слов и словосочетаний: "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается" (данное слово участникам следует заменить на другое, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"), "необходимо", "не допускается" (данное словосочетание участникам следует заменить на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"). В рамках предоставления информации по разделу "Подключение систем СОУЭ и СПС" Участник закупки должен предоставить развернутое описание выполняемых организацией работ по подключению системы оповещения и управления эвакуацией а также системы пожарной сигнализации на объекте в соответствии с требованиями проектной (при наличии) и конкурсной документации, а также внутренними нормативами участника закупки. Данный раздел технического предложения должен содержать как минимум следующие подразделы: общие положения (с указанием наименований нормативно-технических документов, действующих на территории РФ, в соответствии с которым проводится подключение систем СОУЭ и СПС, в том числе внутренних документов организации, используемых при выполнении работ по подключению систем СОУЭ и СПС в рамках исполнения контракта, перечень лиц, ответственных по контролю за подключением оборудования систем СПС и СОУЭ при выполнении работ, с указанием контролируемых параметров подключения, видов ответственности сотрудников за выявленные отклонения при выполнении работ по подключению оборудования систем СПС и СОУЭ, перечень наименований документов, в соответствии с которыми проводится обследование и оценка состояния всех элементов СПС и СОУЭ по каждой системе, с описанием методик обследования и оценки, а так же указанием лиц, ответственных за проведение методик, перечень видов документов, составляемых по результатам проведенного обследования и оценки всех элементов СПС и СОУЭ (включая оборудование, материалы, программное обеспечение), для фиксации возможных отклонений при подключении систем СПС и СОУЭ; регламент подключения извещателей пожарных, включающий в себя описание всех проводимых мероприятий по подключению извещателей пожарных (после соответствующей настройки), а так же материалов и видов вспомогательного оборудования, задействованного при подключении извещателей пожарных, перечень сотрудников организации, задействованных при выполнении работ по подключению оборудования СПС и СОУЭ (с указанием стажа работы сотрудников по своей должности, а так же описание наличия образования у сотрудников (требуется указать вид полученного образования сотрудника, а так же наименования видов оконченных курсов повышения квалификации по подключения оборудования СПС и СОУЭ, включая их программу видов), ответственных за выполнение работ по подключению извещателей пожарных, порядок информирования сотрудников Заказчика о выявленных отклонениях на этапе выполнения работ по подключению оборудования СПС и СОУЭ (в том числе с указанием видов информирования сотрудников Заказчика и описание действий, направленных на сбор необходимой для этого информации и наименований документов, предоставляемых заказчику в ходе информирования о выявленных отклонениях при подключении оборудования СПС и СОУЭ); создание линии (канала) интерфейса при подключении оборудования (необходимо предоставить описание комплекса мероприятий по подключению линии связи с интерфейсом передачи данных по витой паре, в том числе комплекс мер по защите линии связи от перенапряжения и воздействия внешних негативных факторов, применяемый организацией в процессе выполнения работ по подключению линии связи с интерфейсом передачи данных по витой паре; технологическая карта на монтаж кабельных конструкций, содержащая в том числе условия и подготовку процесса монтажа, перечень наименований механизмов, инструментов и приспособлений, необходимых для монтажа кабельных конструкций, технологический процесс монтажа кабельных конструкций, методы и последовательность выполнения технологических операций, описание проводимых мер по охране труда при монтаже кабельных конструкций. Условия и подготовка процесса монтажа технологической карты на монтаж кабельных конструкций должен содержать как минимум информацию о видах документов, выданных бригаде до начала выполнения работ для ознакомления со спецификой работ, к которым применима технологическая карта, а так же какие параметры (разделы технологической карты) она (технологическая карта) устанавливает. Перечень наименований механизмов, инструментов и приспособлений, необходимых для монтажа кабельных конструкций технологической карты на монтаж кабельных конструкций должен содержать как минимум информацию о типах применяемых механизмов и приспособлений, а так же их количество. Технологический процесс монтажа кабельных конструкций технологической карты на монтаж кабельных конструкций должен содержать как минимум информацию о разметке мест крепления кабельных конструкций, прокладке лотков, коробов, заземления, комплектующих необходимых для выполнения работ по монтажу кабельных конструкций. Методы и последовательность выполнения технологических операций технологической карты на монтаж кабельных конструкций должны содержать как минимум характеристику приемов и методов труда, необходимых для выполнения работ по монтажу кабельных конструкций и их краткое описание. Описание проводимых мер по охране труда при монтаже кабельных конструкций технологической карты на монтаж кабельных конструкций должны содержать как минимум общие положения по технике безопасности и охране труда, правила техники безопасности при монтаже кабельных конструкций; технологическая карта на производство работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения, содержащая в том числе область применения, описание организации работ, технологические операции и оборудование для выполнения, описание контроля качества, мероприятия по охране труда; исполнительную приемо-сдаточную документацию. Область применения технологической карты на производство работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения должна содержать как минимум информацию о видах работ, к которым применима технологическая карта, а так же какие параметры (разделы технологической карты) она (технологическая карта) устанавливает. Описание организации работ технологической карты на производство работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения должно содержать как минимум информацию о применяемых видах нормативных документов на основании которых производится организация работ. Технологические операции и оборудование для выполнения технологической карты на производство работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения должны содержать как минимум информацию о технологических операциях, входящих в состав работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения и соответствующее операциям оборудование (машины и механизмы) для выполнения работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения. Описание контроля качества технологической карты на производство работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения должно содержать как минимум информацию о видах контроля качества, применяемых при выполнении работ, включая операционный контроль качества с указанием его методов, этапов проведения, а так же с указанием контролируемых параметров, а так же приемочный контроль качества, включающий в себя перечень контролируемой документации, а так же список проверяемых параметров при приемке работ. Мероприятия по охране труда технологической карты на производство работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения должны содержать как минимум информацию о действующих нормативных документах, в соответствии с которыми производится инструктаж сотрудников, а так же документов по охране труда, в соответствии с которыми производятся соответствующие работы, сведения о необходимых квалификациях для сотрудников, при наличии которых сотрудники допускаются к работам, обязанностях сотрудников, ответственных за безопасное производство работ. Исполнительная приемо-сдаточная документация технологической карты на производство работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения должна содержать как минимум наименования документов, выдаваемых при сдаче-приемке работ по прокладке силовых кабелей электроснабжения и их краткое содержание. Описание выполняемых работ признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов Технического предложения, описание представлено в полном объеме и не противоречит требованиям конкурсной документации. Описание выполняемых работ признается представленным частично в случае, если предложение Участника содержит описание не всех разделов Технического предложения, описание представлено не в полном объеме и/или противоречит требованиям конкурсной документации. При формировании "Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. |
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Как следует из Требований к содержанию, составу заявки, Заказчиком установлено следующее условие:
Первая часть заявки должна содержать следующую информацию и документы:
1. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
1.1. Предложения участника по качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, установленным в соответствии с п. 2 части 1 статьи 32 Закона N44-ФЗ.
При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, в п.2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе предусмотрен критерий "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ", а не "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Однако, согласно Порядку оценки заявок, Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
1. Цена контракта (60%);
2. Характеристики объекта закупки (40%);
Таким образом, в Извещении о проведении закупки имеются объективные противоречия, не позволяющие установить, что именно Участник должен предоставить в составе заявки: предложение по критерию "Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" (п.2 ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе), либо Предложение по иному критерию оценки.
Согласно Порядку оценки заявок в отношении критерия "Качественные характеристики объекта закупки" установлены, в том числе, следующие положения:
"При подготовке предложения о качественных характеристиках объекта закупки ответственные за выполнение работ, исправность и контроль оборудования устанавливаются из числа руководителей организации."
По мнению Заявителя, вышеназванное условие является ненадлежащим, поскольку Участник закупки вправе самостоятельно назначать ответственных при исполнении Контракта лиц (в том числе ответственных за выполнение работ, исправность и контроль оборудования) не только из числа руководителей организации, но и из числа иных сотрудников.
Сам по себе факт установления подобного требования является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Участников, поскольку обязывает Участника на стадии подачи заявок указывать сведения о том, что ответственными лицами будут выбраны лица из числа руководителей организации.
При этом, если Участник укажет о том, что ответственными лицами будут назначены иные сотрудники, не относящиеся к числу руководителей организации, Заказчиком будет принято решение о признании предложения Участника не соответствующим установленным требованиям.
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком не доказана необходимость оценки информации об ответственных за выполнение работ, исправность и контроль оборудования из числа руководителей организации. Кроме того, положения оценки содержат неправомерную ссылку на критерий "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ". Таким образом, Заказчик не определил в полной мере критерии оценки, которые отражали бы лучшее условия заключения контракта.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалоб является обоснованными.
В части остальных доводов жалобы, представитель Заказчика сообщает, в том числе следящее:
Поступал запрос и были даны соответствующие разъяснения по запросу касательно изъявительного наклонения (Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 14.11.2022 NРИ1.).
В разъяснениях на запрос Заказчик прямо указал на то, что изъявительное наклонение никак не влияет на оценку заявки и начисление баллов.
Соответственно, Заявителю было дано разъяснение, что изъявительное наклонение не влияет на оценку заявки и начисление баллов. Заявка заявителя будет оцениваться только исходя из наличия или отсутствия предоставленной информации по показателю оценки "качественные характеристики".
Кроме того, к аналогичному выводу пришла Комиссия УФАС: есть соответствующее решение по делу N 44-3185/22 от 19.09.2022.
Таким образом, с учетом данного разъяснения на поступивший запрос и комментария о том, что изъявительное наклонение никак не повлияет на оценку заявки и начисление баллов, и что оценивается только наличие или отсутствие представленной информации по показателю оценки, второй довод заявителя не находит своего подтверждения.
Логика Заявителя противоречит установленному показателю оценки. Заказчик правомерно устанавливает пропорциональную шкалу оценки (0-50-100 баллов). Заявителю правомерно будет начислено минимальное количество баллов в случае, если он не предоставил запрашиваемое описание качественных характеристик по разделу, поскольку у Заказчика отсутствуют основания для начисления максимального количества баллов по разделу, в котором Заявитель не предоставит запрашиваемое описание качественных характеристик.
Кроме того, к аналогичному выводу пришла Комиссия УФАС: есть соответствующее решение по делу N 44-3185/22 от 19.09.2022, в котором установлено:
"Определение порядка оценки заявок является прерогативой Заказчика и, устанавливая соответствующий порядок, Заказчик, исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для оказания закупаемых услуг, при этом считаем, что установленный в рассматриваемом случае порядок оценки заявок в целом корреспондируется с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, следовательно, признаны необоснованными."
Мы также согласны с вышеуказанным решением комиссии УФАС и еще раз отмечаем, что согласно сложившейся административной практике не раз отмечалось, что Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05- 5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105-106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПожарТехМонтаж" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Московского района Санкт-Петербурга
Московский пр., д. 129,
Санкт-Петербург, 196007
тел.: 7-812-7084815
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: +7 (495) 787-29-98
ООО "ПожарТехМонтаж"
ул. Александра Блока, д. 5, лит. А, пом. 1-Н 317,
Санкт-Петербург, 190121
тел.: +7 (812) 980-77-74
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3906/22
22.11.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-3906/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 20", Уполномоченный орган - Администрация Московского района Санкт-Петербурга, конкурсной комиссии устранить нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200000422000189;
- внести изменения в извещение о конкурсе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0172200000422000189 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200000422000189 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 29.12.2022.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 ноября 2022 г. N 44-3906/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022