Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "ПРДК" (далее - Заказчик):
ООО "Современные строительные решения" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29298/22 от 16.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Ратуша": разработка проектно-сметной документации на ремонт и реставрацию помещений N 1,2,27,30 (по поэтажному плану первого этажа) СПб ГБУ "Пушкинский районный дом культуры" по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Набережная улица, дом 14, литер А (извещение N 0372200144321000038),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Ратуша": разработка проектно-сметной документации на ремонт и реставрацию помещений N 1,2,27,30 (по поэтажному плану первого этажа) СПб ГБУ "Пушкинский районный дом культуры" по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Набережная улица, дом 14, литер А (извещение N 0372200144321000038) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 992 146,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.01.2022 N0372200144321000038-5 победителем Аукциона признано ООО "Современные строительные решения".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Современные строительные решения" заключен государственный контракт N 101 от 27.01.2022 на сумму 952 460,16 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта, а именно:
11.3.1. нарушение Подрядчиком сроков, определенных в п. 2.1.2 Контракта, более чем на 5 рабочих дней;
11.3.2. задержки Подрядчиком хода работ по его вине, когда срок окончания работ, установленный в Контракте, увеличивается более чем на 5 рабочих дней;
11.3.3. если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Современные строительные решения".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия "Ратуша": разработка проектно-сметной документации на ремонт и реставрацию помещений N 1,2,27,30 (по поэтажному плану первого этажа) СПб ГБУ "Пушкинский районный дом культуры" по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Набережная улица, дом 14, литер А (далее - Работы) в установленные Контрактом сроки.
Согласно п. 2.1.1. Контракта начало работ: с даты подписания Сторонами Контракта.
Согласно п. 2.1.2. Окончание работ:
- Выполнение проектных работ - не позднее 90 (девяносто) календарных дней с даты начала работ по Контракту, т.е. не позднее 10.06.2022;
- Получение согласований и положительных заключений по документации - не позднее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с даты начала работ по Контракту, т.е. не позднее 17.10.2022.
Заказчиком были направлены письма N 48 от 28.03.2022, N 76 от 17.05.2022 с запросом о ходе выполнения Работ, однако ответов от Участника получено не было.
Заказчиком была направлена претензия N 119 от 10.08.2022 о просрочке исполнения обязательств по Контракту. Ответов от Участника также получено не было.
По состоянию на 02.11.2022 Участник не приступил к выполнению принятых на себя обязательств по Контракту, Работы не выполнил.
Руководствуясь п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта если стало очевидным, что Исполнитель не приступает своевременно к исполнению обязательств по Контракту или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Учитывая сроки согласования и получения положительного заключения от Комитета по Государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Заказчик пришел к выводу, что Участник не выполнит Работы в срок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 11.3.1 и п. 11.3.2. Контракта, п. 2 ст. 715 ГК РФ, на основании п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.11.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы (получено Участником 03.11.2022).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Современные строительные решения" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Современные строительные решения" не исполнило Контракт по следующей причине:
Перед заключением Контракта у ООО "Современные строительные решения" была устная договоренность с человеком о проведении им Работ по Контракту. Данный человек не выполнил своих обязательств. К моменту, когда сотрудники организации ООО "Современные строительные решения" поняли, что Работы фактически не ведутся (июнь 2022 года), время было упущено. Тем не менее, сотрудники ООО "Современные строительные решения" начали выполнять Контракт своими силами (была выполнена историческая справка, обмерные работы). Однако данный Контракт требовал получения разрешений на проведение Работ в КГИОП, но так как срок по Контракту истек, данное разрешение получить ООО "Современные строительные решения" не смогло.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Современные строительные решения", ИНН: 5837072176; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Богатов Роман Александрович, ИНН: 583403258771, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Гарькин Игорь Николаевич, ИНН: 583605676980, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Современные строительные решения" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.11.22 |
185.11.22 |
16.11.22 |
0 |
16.11.22 |
23.11.22 |
22.11.22 |
0 |
25.11.22 |
25.11.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 ноября 2022 г. N РНП-78-1467/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022