Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:
Иванова Н.С. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Инспекции:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
Филатов О.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2005 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", в связи с поступлением обращения в связи с поступлением обращения муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства Светлогорского городского округа" (вх. N 9081-ЭП/22 от 21.11.2022) (далее - Заказчик) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения заказчиком - муниципальным бюджетным учреждением "Отдел капитального строительства Светлогорского городского округа", уполномоченным органом - администрацией муниципального образования "Светлогорский городской округ" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Демонтаж конструкций фундамента объекта неоконченного строительства (кадастровый номер 39:17:010005:116), расположенного по адресу: Россия, Калининградская обл., г. Светлогорск, ул. Верещагина дом N5А" (извещение N 0135300007622000142) (далее - Аукцион).
Проверка начата 22.11.2022, окончена 23.11.2022.
В ходе проведения проверки Инспекцией были изучены следующие документы:
- обращение муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства Светлогорского городского округа" (вх. N 9081-ЭП/22 от 21.11.2022);
- документы и информация, представленные оператором электронной площадки - ООО "РТС-Тендер".
В результате проведенной проверки, на основании анализа изученных документов Инспекция установила
08.11.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки N 0135300007622000142 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 346 488,96 рублей.
Как установлено пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей (часть 5 статьи 55.31 ГрК РФ).
В силу части 6 статьи 55.31 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на осуществление сноса с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на осуществление сноса с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на осуществление сноса в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на осуществление сноса с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на осуществление сноса с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) лиц, осуществляющих снос объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
Инспекцией установлено, что согласно приложению "Описание объекта закупки (техническое задание)" к извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Демонтаж конструкций фундамента объекта неоконченного строительства (кадастровый номер 39:17:010005:116), расположенного по адресу: Россия, Калининградская обл., г. Светлогорск, ул. Верещагина дом N5А", в соответствии с проектной документацией от 17.08.2022.
Согласно проектной документации, размещенной в составе извещения о проведении Аукциона, работы по объекту: "Демонтаж конструкций фундамента объекта неоконченного строительства (кадастровый номер 39:17:010005:116), расположенного по адресу: Россия, Калининградская обл., г. Светлогорск, ул. Верещагина дом N5А" являются работами по сносу объекта капитального строительства.
Вместе с тем, согласно пункту 22 извещения о проведении Аукциона требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
Следовательно, действия Заказчика в части неустановления в извещении о проведении Аукциона требования к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства нарушают положения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Инспекцией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0135300007622000142 от 18.11.2022 на участие в Аукционе подано 6 (шесть) заявок. Заявка с идентификационным номером 112991445 отклонена комиссией Уполномоченного органа со следующим обоснованием:
"Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно представленный договор не соответствует дополнительным требованиям, установленным в извещение о проведении электронного аукциона".
Инспекция, проанализировав извещение о проведении Аукциона и заявки участников Аукциона установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Позицией 12 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571) установлено требование о наличии у участника закупки при выполнении работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно абзацу 5 подпункту "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 24 извещения о проведении Аукциона установлены дополнительные требования к участникам Аукциона в соответствии с позицией 12 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Инспекцией установлено, участником закупки с идентификационным номером Заявки -112991445 (ИП Сабадаш И.И.) в качестве документов, подтверждающих соответствие установленным дополнительным требованиям в соответствии с позицией 12 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, представлены следующие документы:
- копия договора подряда на производство строительно-монтажных работ от 13.07.2020, заключенного между ООО "Венера" и ИП Сабадаш И.И. на выполнение строительно-монтажных работ по устройству и обслуживанию строительной площадки на объекте "Гостиничный комплекс апартаментного типа N 1,2 по ГП" на земельном участке с кадастровым номером 39:17:020008:92 стоимостью 1 495 000, 00 руб.
- копия акта N 157 приемки законченного строительством объекта от 06.10.2020;
- копи акта N 30 от 06.10.2020 на выполнение работ-услуги.
Однако, вышеуказанные документы, представленные участником закупки с идентификационным номером заявки -112991445, не подтверждают наличие у участника Аукциона опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) (пункт 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 12 приложения Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571) ввиду следующего.
Согласно пункту 1.1 договора подряда на производство строительно-монтажных работ от 13.07.2020, заключенному между ООО "Венера" и ИП Сабадаш И.И., предметом договора является выполнение строительно-монтажных работ по устройству и обслуживанию строительной площадки на объекте "Гостиничный комплекс апартаментного типа N 1,2 по ГП" на земельном участке с кадастровым номером 39:17:020008:92.
Вместе с тем, в силу положений пункта 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пунктам 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу градостроительного законодательства выполнение строительно-монтажных работ по устройству и обслуживанию строительной площадки не относится к работам по строительству объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) или реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, представленный договор подряда на производство строительно-монтажных работ от 13.07.2020, заключенный между ООО "Венера" и ИП Сабадаш И.И., не подтверждает наличия у участка закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Следовательно, участник закупки с идентификационным номером заявки - 112991445 не соответствует дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позицией 12 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, поскольку представленный договор не подтверждает наличие у ИП Сабадаш И.И. опыта выполнения работ, установленных графами 1-3 "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 12 приложения Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно подпункту "а" пункта 5 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу, что действия комиссии Уполномоченного органа в части отклонения заявки участника закупки с идентификационным номером заявки - 112991445 на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе являются правомерными.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика - муниципальное бюджетное учреждение "Отдел капитального строительства Светлогорского городского округа" нарушившим пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику - муниципальному бюджетному учреждению "Отдел капитального строительства Светлогорского городского округа", уполномоченному органу - администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ", оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (в рамках имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Руководитель Инспекции: Н.С. Иванова
Члены инспекции: А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23 ноября 2022 г. N 039/10/99-994/2022 (ключевые темы: участники закупок - объекты капитального строительства - линейный объект - федеральные органы исполнительной власти - органы местного самоуправления)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022