Резолютивная часть объявлена 24.11.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 25.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ИП Пономаренко Александра Александровича: А.О. Смоляр (по доверенности);
заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская детская стоматологическая поликлиника": Е.А. Бектубаевой (по доверенности); С.Н. Соколовой (по доверенности); М.В. Щербаковской (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 9043/22 от 18.11.2022) ИП Пономаренко А.А. на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская детская стоматологическая поликлиника" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка медицинского изделия (установка стоматологическая универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение N 0335300053322000113) (далее - запрос котировок), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 18.11.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. По мнению Заявителя в описании объекта закупки необоснованно и не в соответствии с ГОСТами 26368-90, 251448-82 установленным следующие характеристики: "Минимальная освещенность, лк - не менее 15 000", "Максимальная освещенность, лк - не менее 30 000".
2. Заявитель также полагает, что установлены избыточные и неправомерные требования к объекту закупки, а именно цвет обивки - синий и/или фиолетовый, поскольку указанные требования не являются функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемого товара.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами жалобы Заявителя, полагает, что извещение об осуществлении закупки и приложения к нему разработаны в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
15.11.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение об осуществлении закупки N 0335300053322000113 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 640 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В описании объекта закупки (техническое задание) к извещению N 0335300053322000113 содержатся, следующие спорные характеристики, которыми должна обладать установка стоматологическая универсальная, необходимая Заказчику:
Функциональные, технические и качественные и характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. | |
Наименование показателей |
Значение показателей |
Цвет обивки |
Синий и/или фиолетовый |
Минимальная освещенность, лк |
Не менее 15 000 |
Максимальная освещенность, лк |
не менее 30 000 |
Обязательные технические требования, которым должны соответствовать установки стоматологические и светильники к ним, содержатся в ГОСТ 25148-82 "Установки стоматологические стационарные", ГОСТ 26368-90 "Светильники медицинские".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при описании объекта закупки Заказчиком не использовались установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология (в частности, установленные ГОСТ 25148-82 "Установки стоматологические стационарные. Общие технические требования. Методы испытаний" и ГОСТ 26368-90 "Светильники медицинские. Общие технические требования и методы испытаний"), так как данные стандарты содержат недостаточно характеристик для полного и всестороннего описания объекта закупки в соответствии с потребностью Заказчика. Кроме того, указанные стандарты были введены в действие в 1982 году и 1990 году, то есть несколько десятков лет назад, поэтому установленные в нем показатели и требования не соответствуют характеристикам современного оборудования. В то время как одним из принципов, на которых основана контрактная система в сфере закупок, является принцип стимулирования инноваций. Данное обоснование также содержится в "Описании объекта закупки (техническое задание)".
Комиссия, проанализировав извещение об осуществлении закупки, приложения к нему, представленные материалы, а также пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заявленные требования к поставке медицинского изделия (установка стоматологическая универсальная) для нужд Заказчика установлены исходя из потребностей Заказчика, и необходимы для качественного оказания Заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей.
В пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
При этом как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки медицинских изделий с учетом собственных нужд.
Более того, на заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил, что установленные требования не нарушают прав ИП Пономаренко А.А. и не препятствовали ему подать заявку на участие в закупке.
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
Не представлены и подтверждения того обстоятельства, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также наличие в "Описании объекта закупки (техническое задание)" обоснования использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии отличных от ГОСТ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Пономаренко А.А. необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 25 ноября 2022 г. N 039/06/33-979/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022