рассмотрев обращение МКУ "Пермблагоустройство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стройгазцентр" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по строительству сквера по ул. Генерала Черняховского (изв.N 0156300008721000213),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008721000213 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству сквера по ул. Генерала Черняховского. Начальная (максимальная) цена контракта - 53 711 433,73 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
16.07.2021 г. между Заказчиком и ООО "Стройгазцентр" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по строительству сквера по ул. Генерала Черняховского (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 11.08.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта:
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика, материалов обращения следует, что Подрядчиком условия Контакта не исполнены, нарушены существенные условия Контракта - сроки выполнения работ по Контракту, а именно:
- не осуществлена (частично) планировка территории (сроки: 11.10.2021 - 26.10.2021);
- не осуществлено устройство кабельной линии наружного электроосвещения, монтаж опор (сроки: 27.10.2021 -23.11.2021);
- не осуществлен монтаж опор, освещения, не подключены светильников (сроки: 20.05.2022 - 15.06.2022);
- не осуществлено устройство монолитных железобетонных фундаментов (сроки: 20.06.2022 - 10.07.2022);
- не осуществлен монтаж пергол и павильонов (сроки: 11.07.2022 -31.07.2022);
- не осуществлено устройство тротуаров и площадок (сроки: 01.06.2022 - 01.09.2022);
- не приступили к монтажу детского оборудования, спортивных площадок и МАФов (сроки: 01.08.2022- 15.09.2022);
27.09.2021 г. Заказчиком был составлен протокол оперативного совещания по объектам: "Сквер по ул. Калганоская, 62", "Сквер по ул. Генерала Черняховского", "Сквер по ул. Корсуньская, 31", согласно которому на дату составления протокола работы по зачистке территории, установке ворот, информационных щитов, пунктов мойки колес, бытовок на всех трех объектах не выполнены, что влечет за собой отставание от графика производства работ. Помимо этого, на объектах не выполнены работы по разбивке деревьев, подлежащих сносу, что не позволяет организовать комиссионный осмотр для составления акта на снос зеленых насаждений. Также Подрядчику было рекомендовано увеличить производственные ресурсы для устранения отставания от графика производства работ. 30.09.2021 г. Заказчиком было выдано предписание N 059-24/1-01-13-Исх-2598, согласно которому на 30.09.2022 г. зачистка территории, установка ворот, информационного щита, пункта мойки колес, бытовок, подключение бытовок к энергоснабжению, а также п. 4.4.30 Контракта не выполнен. Аналогичные предписания с требованием устранить нарушения были направлены в адрес Подрядчика 13.10.2021 г., 08.11.2021 г., 14.03.2022 г., 28.03.2022 г. и 29.03.2022 г.
Поскольку на 11.08.2022 г. Подрядчиком допущена просрочка выполнения работ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи N 3590229343521000059 в разделе "Дополнительная информация". 29.08.2022 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3590229343521000059 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 29.08.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 08.09.2022 г. Информация об ООО "Стройгазцентр" направлена в адрес Пермского УФАС России 12.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что Заказчиком принято решение об одностороннем отказе без учета следующих обстоятельств:
1) 22.03.2022 г. на техническом совете департамента дорог и благоустройстве по рассмотрению условий выполнения работ на объекте "Строительство сквера по улице Генерала Черняховского" на котором было установлено, что тротуар и парковка, устроенные силами МКУ "Благоустройство Орджоникидзевского района" летом 2021 года не соответствуют проектной документации. Принято решение Работы по изменению парковочных карманов до проектного решения исключить.
2) 29.04.2022 г., до получения уведомления об одностороннем отказе от Заказчика, в адрес Заказчика было направлено письмо о приостановке работ, в связи с выявлением значительных отклонений фактических отметок грунта от проектных, что препятствует выполнению настоящего контракта.
3) 29.04.2022 г., после получения уведомления об одностороннем отказе от Заказчика, Заказчику была направлена досудебная претензия, суть которой сводилась к несогласию с принятым Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения работ по контракту.
Также Подрядчик указал, что после получения уведомления Заказчика об отказе от исполнения контракта, Подрядчик продолжал осуществлять деятельность и выполнять работы, выполнение которых было возможно. Более того, невозможность выполнения условий контракта возникла в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами. Так, предусмотренные проектной документацией шифр 12/18-ПЗУ, малые архитектурные формы производителя Hobbyka (Дания) не были поставлены в связи с отказом поставщиков импорта их в РФ. В связи с этим Подрядчиком предлагалось произвести замену на аналоги.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Стройгазцентр" не представлено.
Так, Комиссия обращает внимание, что в адрес Комиссии не представлено доказательств невозможности выполнить предусмотренные Контрактом работы в срок. Таким образом, позиция Подрядчика не подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Также, Комиссия обращает внимание, что исходя из представленных предписаний, направленных Заказчиком, Подрядчиком неоднократно допускалось неисполнение предписаний в требуемые сроки. Исходя из информации, размещенной в ЕИС, Подрядчиком выполнены лишь подготовительные работы и осуществлен монтаж освещения на сумму 704 394,35 руб. Данные работы приняты и оплачены Заказчиком в январе 2022 г. Комиссия делает вывод, что основные виды работ, предусмотренные контрактом Подрядчик не выполнил. Так, помимо подготовительных работ и монтажа освещения, Подрядчику надлежало выполнить:
- планировка территории;
- устройство монолитных железобетонных фундаментов;
- монтаж перголы, павильонов;
- устройство покрытий тротуаров и площадок;
- монтаж ограждения пешеходного;
- монтаж оборудования детских и спортивных площадок, малых архитектурных форм;
- посадка деревьев, кустарников;
- посадка многолетних цветов, устройство газонов;
Кроме того, Комиссией принят во внимание, что факт приостановки выполнения Подрядчиком работ 29.04.2022 г. не подтверждается представленными Подрядчиками доказательствами. Аналогичным образом в адрес Комиссии не представлены документы, подтверждающие законные основания для такой приостановки выполнения работ. Информация о возобновлении работ до их окончания в срок, предусмотренный контрактом - 30.10.2022 г. в адрес Комиссии не представлена.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Стройгазцентр" нарушены условия исполнения Контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
Как указал Заказчик Объект - сквер по ул. Генерала Черняховского, Орджоникидзевский район, входит в Перечень объектов строящихся в рамках мероприятий, приуроченных к подготовке празднования в 2023 году 300-летия основания города Перми. Перечень утвержден заседанием регионального организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия основания г. Перми от 22.03.2022 г.
Комиссия отмечает, что учитывая социальную значимость объекта закупки, такое поведение участника закупки недопустимо.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Стройгазцентр" (452174, Республика Башкортостан, Чишминский район, рабочий поселок Чишмы, ул. Гизатуллина, д. 6, ИНН 0276125159, КПП 025001001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о единственном учредителе ООО "Стройгазцентр", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Стройгазцентр", Григоряне Геворке Гагиковиче (ИНН 025904900134) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Стройгазцентр", о единственном учредителе ООО "Стройгазцентр", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Стройгазцентр", Григоряне Г.Г. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Стройгазцентр", о единственном учредителе ООО "Стройгазцентр", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Стройгазцентр", Григоряне Г.Г. из реестра недобросовестных поставщиков считать 21.09.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-394 от 19.09.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-394 от 19.09.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.09.2022 |
12.09.2022 |
12.09.2022 |
- |
12.09.2022 |
19.09.2022 |
19.09.2022 |
- |
22.09.2022 |
22.09.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 сентября 2022 г. N РНП-59-394
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022