рассмотрев обращение (вх. N 17235-ЭП/22) ГБУ ПК "Центр информационного развития Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Сервисный центр ПРП" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку телевизоров в целях обеспечения проведения коллективных мероприятий, в том числе с использованием видеоконференцсвязи для ГБУ ПК "Центр информационного развития Пермского края" (икз. N 222590204701359020100100500000000244),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 21.11.2022 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 22.11.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.08.2022 г. между Заказчиком и ООО "Сервисный центр ПРП" (далее - Поставщик) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заключен контракт на поставку телевизоров в целях обеспечения проведения коллективных мероприятий, в том числе с использованием видеоконференцсвязи для ГБУ ПК "Центр информационного развития Пермского края" на сумму 547 866,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Поставщиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1 Поставщик в соответствии с требованиями и условиями настоящего Контракта обязуется поставить телевизоры в целях обеспечения проведения коллективных мероприятий, в том числе с использованием видеоконференцсвязи для Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр информационного развития Пермского края" (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар.
1.2 Наименование, количество, комплектность, ассортимент, характеристики Товара указаны в Техническом задании (Приложение N 1) и Спецификации (Приложение N2).
1.3 Место поставки Товара: 614015, г. Пермь, ул. Монастырская, 14, 6 этаж, каб. 611.
1.4 Срок поставки Товара: в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента заключения Контракта. Поставка Товара осуществляется единовременно.
7.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, при заключении Контракта Поставщиком в спецификации была указана марка и модель предполагаемого к поставке товара - Телевизор LG 86UQ90006LD. Вместе с тем, Поставщиком направлено письмо N 20-08-01вх-1223 от 14.09.2022 г., в котором предлагается заменить модель телевизора, указанную в Контракте на модель с улучшенными характеристиками. В ответ на вышеупомянутое письмо Заказчиком было направлено письмо N 20-08-01исх-515 от 21.09.2022 г. с требованием о поставке Товара, предусмотренного условиями Договора. Поставщик направил повторное письмо N 20-08-01вх-1328 от 27.09.2022 г., где вновь предлагает заменить модель телевизора. Таким образом, по состоянию на 03.10.2022 г., обязательства по Договору Поставщиком не выполнены, неоднократно нарушены сроки поставки товара.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
03.10.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
10.10.2022 г. Указанное решение направлено в адрес Поставщика посредством Почты России.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках дата надлежащего уведомления Поставщика - 01.11.2022 г., в связи с тем, что Заказчиком было получено уведомление, подтверждающее получение Поставщиком указанного решения Заказчика.
Следовательно, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках дата вступления в силу решения об одностороннем отказе - 14.11.2022 г.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 15.11.2022 г.
В письменных пояснениях представитель Поставщика указал, что на момент заключения договора Поставщиком было получено подтверждение поставщика ООО "ДНС Ритейл" о наличии Товара на складе, что подтверждается счетом N Б-00468425 от 16.08.2022 г., по которому мы внесли предоплату за товар платежным поручением N 624 от 19.08.2022 г. Таким образом, Поставщик указывает, что им были совершены все юридически значимые действия для получения товара и поставки его Заказчику. Вместе с тем, 10.09.2022 г. ООО "ДНС Ритейл" уведомил Поставщика о невозможности поставки товара (Уведомление N 11 от 10.09.2022 г.) в связи с уходом компании LG с российского рынка. Поставщик указывает, что необходимый для поставки товар не реализуется и другими участниками соответствующего рынка. С целью исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик предложил Заказчику поставку иного товара с улучшенными характеристиками (Xiaomi Redmi Max 86). При этом, Поставщик пояснил, что Заказчик отказался от поставки улучшенных моделей, сообщив в письме N 20-08-01-04исх-515 от 21.09.2022, что потребностью Заказчика обусловлена поставка определенных телевизоров- LG 86UQ90006LD.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу о том, что оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Так, в адрес Комиссии был представлен счет на оплату N Б-00468425 от 16.08.2022 г., уведомление от ООО "ДНС РИТЕЙЛ" N 11 от 10.09.2022 г. о невозможности поставки товара, а также проект дополнительного соглашения N 1 от 12.09.2022 г. о поставке товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в договоре.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о намерении Поставщика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Сервисный центр ПРП" исполнило 804 Контракта. Следовательно, ООО "Сервисный центр ПРП" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Сервисный центр ПРП" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Сервисный центр ПРП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 ноября 2022 г. N РНП-59-496
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022