Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Китаевой И.С. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Уваровой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую по средством ЕИС 11.11.2022 жалобу ИП Пономеровой Е.П. на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе0 государственным заказчиком - ФКУЗ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 75 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ" при проведении о проведении электронного аукциона на поставку лабораторных реактивов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus (реестровый N 0891100002922000075),
в присутствии представителя заказчика - Бессонова В.В. (доверенность от 05.04.2022),
в присутствии по средством ВКС представителя заявителя - Пономарёва Ю.А. (доверенность от 20.09.2022),
УСТАНОВИЛА:
В Забайкальское УФАС России поступила жалоба ИП Пономеровой Е.П. на нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки реестрровый N 0891100002922000075.
Заказчиком, на заседание комиссии предоставлены письменные пояснения, исходя из которых следует, что с доводами жалобы не согласны, жалобу считают необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
03.11.2022 заказчиком на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документы о проведении электронного аукциона на поставку лабораторных реактивов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus (реестровый N 0891100002922000075) .
Начальная (максимальная) цена контракта 23923,63 рублей.
Заказчиком среди прочего размещено следующее описание объекта закупки- поставка лабораторный реактивов для гематологического анализатора MicroCC-20 Plus: Наименование страны происхождения: (участник указывает самостоятельно).
N п/п |
Наименование объекта закупки в соответствии с частью 4 статьи 23 ФЗ N44 |
Функциональные, количественные и качественные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров. Дополнительные требования установлены в соответствии с п.5 и п.6 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145". |
||||||
N п/п |
Наименование характеристики |
Вид характеристики |
Значение характеристики |
Обоснование включения показателя в описание объекта закупки |
Единица измерения |
Количество |
||
1 |
Подсчет клеток крови ИВД, реагент |
1 |
Тип реагента |
Неизменяемая заказчиком |
Изотонический разбавитель крови |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005033 |
упаковка |
9 |
2 |
Объём реагента |
Неизменяемая заказчиком |
Объем |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005033 |
||||
3 |
Назначение |
Неизменяемые заказчиком |
Для гематологических анализаторов открытого типа |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005033 |
||||
4 |
Содержание действующих веществ в водном растворе |
Дополнительная характеристика |
Сульфат и хлорид натрия не более 0,8%, буферы и стабилизаторы, консерванты и поверхностно-активные вещества (ПАВ), в т.ч. соли ЭДТА, лимонная кислота, противомикробные вещества не более 0,8% |
Реагент с данным химическим составом полностью совместим с имеющимся у Заказчика гематологическим анализатором, обеспечивает корректную работу анализатора и надлежащее качество исследований. Следует подчеркнуть, что любые изменения в химическом составе реагентов неизбежно приведут к необходимости изменения настроек анализатора, дополнительным процедурам калибровок, дополнительным измерениям контрольных материалов и, следовательно, увеличению финансовых и трудовых затрат заказчика. |
||||
5 |
Совместимость |
Дополнительная характеристика |
Изотонический разбавитель должен быть предназначен для использования на анализаторе MicroCC-20Plus. |
Данный анализатор имеется в наличии у Заказчика. |
||||
6 |
Использование |
Дополнительная характеристика |
Предназначен для использования в составе набора реагентов одного производителя. |
Гематологические реагенты представляют образуют между собой химический комплекс сложного состава, в связи с чем должны использоваться в наборе одного производителя. |
||||
7 |
Стабильность открытого реагента |
Дополнительная характеристика |
Срок стабильности не менее 90 дней |
Длительная стабильность необходима с учетом потоков и специфики работы Заказчика. |
||||
8 |
Маркировка |
Дополнительная характеристика |
Соответствие на этикетке реагента специализированного под анализатор штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов. |
Анализатор, имеющийся у Заказчика представляет собой систему, при подключении реагентов к которой, необходимо осуществить считывание штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов. |
||||
2 |
Подсчет клеток крови ИВД, реагент |
1 |
Тип реагента |
Неизменяемая заказчиком |
Лизирующий раствор |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005041 |
упаковка |
11 |
2 |
Объем реагента |
Неизменяемая заказчиком |
|
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005041 |
||||
3 |
Назначение |
Неизменяемая заказчиком |
Для гематологических анализаторов открытого типа |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005041 |
||||
4 |
Содержание действующих веществ |
Дополнительная характеристика |
четвертичная аммониевая соль (тетродецилтриметеламмония бромид) не более 23 г/л, цианид калия не более 0,25 г/л, буферы и стабилизаторы, предохраняющие вещества, в т.ч. соли ЭДТА не более 0,5% |
Реагент с данным химическим составом полностью совместим с имеющимся у Заказчика гематологическим анализатором, обеспечивает корректную работу анализатора и надлежащее качество исследований. Следует подчеркнуть, что любые изменения в химическом составе реагентов неизбежно приведут к необходимости изменения настроек анализатора, дополнительным процедурам калибровок, дополнительным измерениям контрольных материалов и, следовательно, увеличению финансовых и трудовых затрат заказчика. |
||||
5 |
Совместимость |
Дополнительная характеристика |
Лизирующий раствор должен быть предназначен для использования на анализаторе MicroCC-20Plus. |
Данный анализатор имеется в наличии у Заказчика. |
||||
6 |
Использование |
Дополнительная характеристика |
Предназначен для использования в составе набора реагентов одного производителя. |
Гематологические реагенты представляют образуют между собой химический комплекс сложного состава, в связи с чем должны использоваться в наборе одного производителя. |
||||
7 |
Стабильность открытого реагента |
Дополнительная характеристика |
Срок стабильности не менее 90 дней |
Длительная стабильность необходима с учетом потоков и специфики работы Заказчика. |
||||
8 |
Маркировка |
Дополнительная характеристика |
Соответствие на этикетке реагента специализированного под анализатор штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов. |
Анализатор, имеющийся у Заказчика представляет собой систему, при подключении реагентов к которой, необходимо осуществить считывание штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов. |
||||
3 |
Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы |
1 |
Назначение |
Неизменяемая заказчиком |
Для чистки и промывания гематологического анализатора |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005491 |
штука |
13 |
2 |
Объем реагента |
Дополнительная характеристика |
Объем |
Фасовка соответствует данным о расходе реагента анализатором. |
||||
3 |
Характеристики реагентов |
Дополнительная характеристика |
Ферментативный раствор |
Данная характеристика обусловлена необходимостью промывки гематологического анализатора ферментативным раствором в соответствии с инструкцией к анализатору. |
||||
4 |
Содержание действующих веществ |
Дополнительная характеристика |
протеолитический фермент не более 1%, хлорид и формиат натрия не более 1,4%, буферы и стабилизаторы, сурфактанты, в т.ч. соли ЭДТА, противомикробные и предохраняющие вещества, пропиленгликоль не более 4,25% |
Реагент с данным химическим составом полностью совместим с имеющимся у Заказчика гематологическим анализатором, обеспечивает корректную работу анализатора и надлежащее качество исследований. Следует подчеркнуть, что любые изменения в химическом составе реагентов неизбежно приведут к необходимости изменения настроек анализатора, дополнительным процедурам калибровок, дополнительным измерениям контрольных материалов и, следовательно, увеличению финансовых и трудовых затрат заказчика. |
||||
5 |
Совместимость |
Дополнительная характеристика |
Ферментативный очиститель должен быть предназначен для использования на анализаторе MicroCC-20Plus. |
Данный анализатор имеется в наличии у Заказчика. |
||||
6 |
Использование |
Дополнительная характеристика |
Предназначен для использования в составе набора реагентов одного производителя. |
Гематологические реагенты представляют образуют между собой химический комплекс сложного состава, в связи с чем должны использоваться в наборе одного производителя. |
||||
7 |
Стабильность открытого реагента |
Дополнительная характеристика |
Срок стабильности не менее 90 дней |
Длительная стабильность необходима с учетом потоков и специфики работы Заказчика. |
||||
8 |
Маркировка |
Дополнительная характеристика |
Соответствие на этикетке реагента специализированного под анализатор штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов. |
Анализатор, имеющийся у Заказчика представляет собой систему, при подключении реагентов к которой, необходимо осуществить считывание штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов. |
||||
4 |
Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем |
1 |
Объем реагента |
Неизменяемая заказчиком |
|
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005582 |
упаковка |
4 |
2 |
Назначение |
Неизменяемая заказчиком |
Для гематологических анализаторов открытого типа |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005582 |
||||
3 |
Содержание действующих веществ в водном растворе |
Дополнительная характеристика |
протеолитический фермент не более 10,00%, консерванты не более 1,50%, ПАВ не более 0,85%, деионизированная вода по объему не менее 87,65% |
Реагент с данным химическим составом полностью совместим с имеющимся у Заказчика гематологическим анализатором, обеспечивает корректную работу анализатора и надлежащее качество исследований. |
||||
4 |
Характеристика реагента |
Дополнительная характеристика |
Концентрированный ферментативный очиститель |
Предназначен для мягкой ферментативной очистки камер и соединительных трубок. В растворе содержатся протеолитические ферменты (энзимы), которые вызывают расщепление пептидных связи между аминокислотами в белках и пептидах, что приводит к очистке поверхностей от пептидных органических загрязнений, клеточных остатков, без повреждения внутренних систем анализатора. |
||||
5 |
Стабильность открытого реагента |
Дополнительная характеристика |
Срок стабильности не менее 90 дней |
Длительная стабильность необходима с учетом потоков и специфики работы Заказчика. |
||||
5 |
Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал |
1 |
Назначение |
Неизменяемая заказчиком |
Для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа |
Соответствует описанию КТРУ: 21.20.23.110-00005063 |
упаковка |
4 |
2 |
Фасовка |
Дополнительная характеристика |
не менее 3 флаконов, по не менее 1 флакона каждого уровня - высокий, норма, низкий |
Нормальный уровень - для выполнения ежедневного контроля качества и оценки точности и воспроизводимости результатов, высокий и низкий - для выполнения ежедневного контроля качества и оценки линейности значений. |
||||
3 |
Объем реагента |
Дополнительная характеристика |
Флакон не менее 2 и не более 3 мл |
Данный объем необходим для полного расходования материала в течении срока стабильности с учетом регламента внутреннего контроля качества Заказчика. |
||||
4 |
Срок стабильности открытого флакона |
Дополнительная характеристика |
не менее 30 дней |
Длительная стабильность открытого флакона требуется с учетом количества анализаторов у Заказчика и регламента внутреннего контроля качества Заказчика. |
||||
5 |
Совместимость |
Дополнительная характеристика |
Наличие в паспорте аттестационных значений для гематологического анализатора MicroCC-20Plus |
Данный анализатор имеется в наличии у Заказчика. |
||||
6 |
Ввод значений |
Дополнительная характеристика |
Наличие специализированных штрих-кодов для автоматического ввода значений для гематологического анализатора MicroCC-20Plus |
Для ускорения и повышения точности процесса проведения контроля качества, а так же для исключения фактора возможных ошибок. |
На участие в закупке поступило 2 заявки, соответствующих извещению (протокол от 14.11.2022).
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, комиссия приходит к следующим выводам.
Правила описания объекта закупки устанавливается статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Размещённое заказчиком в ЕИС описание объекта закупки- поставка лабораторный реактивов для гематологического анализатора MicroCC-20 Plus соответствует указанным нормам. Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя о нарушении заказчиком пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя об ограничении числа участников закупки установленными заказчиком требованиями к техническим и функциональным характеристикам товара, признаны Комиссией необоснованными ввиду следующего.
Документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций, каждая позиция, указанная в описании объекта закупки обоснована заказчиком, в этой же таблице (столбец 7).
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лабораторных реактивов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus размещен в интересах государственного заказчика - ФКУЗ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 75 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ" для обеспечения лечебного учреждения необходимым расходным материалом для оказания качественной медицинской помощи гражданам.
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица в оказании качественной медицинской помощи.
Закон о контрактной системе предусматривает правила описания объекта закупки. При этом указанные правила не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Доводы заявителя о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции, Закона о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признаны Комиссией необоснованными ввиду того, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку лабораторных реактивов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
По смыслу указанной нормы при установлении признаков нарушения закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования к поставляемому товару, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ИП Пономаревой Е.П. Кроме того, представитель заявителя затруднился ответить, какой именно товар он планировал поставить в при участии в данной закупке, либо доказательства того, что установленные заказчиком характеристики когда-то создали препятствия при приёмке, поставке товара.
Комиссия считает, что отсутствие у участника закупки товаров с необходимыми Заказчику характеристиками не говорит о том, что заказчик ограничивает конкуренцию в сфере закупок и нарушает требования Закона о контрактной системе. Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, что соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Как пояснил заказчик, товар, отвечающий потребностям заказчика, находится в свободном обороте на территории Российской Федерации.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении со стороны заказчика требований Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения.
Комиссия Забайкальского УФАС России установила, что требования к характеристикам товара являются для заказчика существенными.
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономарёвой Е.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Горбунова
Члены комиссии И.С. Китаеква
В. В. Уварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 18 ноября 2022 г. N 04-03-6878
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022