Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Врио заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела А.А. Кириллова, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова, заместитель начальника отдела М.А. Грицай (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Апгрейт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярский Краевой клинический онкологический диспансер А.И. Крыжановского" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку медицинского изделия: эндовидеоскопический комплекс для выполнения абдоминальных операций (система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП ГПБ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000122014684, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Апгрейт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ООО "ЭТП ГПБ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122014684.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
В назначенное время в рассмотрении жалобы приняли участие представитель уполномоченного органа, представители подателя жалобы, представитель заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении жадобы был объявлен перерыв.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось в том же составе. К рассмотрению жалобы подключился представитель ИП Грязнова как заинтересованное лицо, чьи права также затрагиваются при рассмотрении жалобы, поскольку ИП Грязнов стал победителем рассматриваемого аукциона.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В качестве довода подателем жалобы было указано, что заказчиком при формировании описания объекта закупки были установлены характеристики, которым отвечает оборудование единственного производителя ООО "Карл Штольц".
Заказчиком, уполномоченным органом были представлены письменные возражения на довод жалобы, из которых следует, что описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку медицинского изделия: эндовидеоскопический комплекс для выполнения абдоминальных операций (система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского", извещение N 0119200000122014684.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируются с многочисленной судебной практикой, в том числе, например по делу N А21-4239/2020 или делу N А34-1354/2021, А33-15654/2022.
Однако описание объекта закупки должно соответствовать требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика, в том числе для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что предметом закупки является эндовидеоскопический комплекс для выполнения абдоминальных операций (система эндоскопической визуализации).
По мнению подателя жалобы характеристики установленные в описании объекта закупки ограничивают конкуренцию, поскольку только оборудование производителя ООО "Карл Штольц" удовлетворяет всем требованиям заказчика.
На рассмотрении Комиссии заказчиком было представлено письмо официального представителя производителя "Страйкер Эндоскопи", в котором указано, что у данного производителя имеется оборудование отвечающее всем характеристика, установленным заказчиком в описании объекта закупки.
Податель жалобы указывал, что производитель "Страйкер Эндоскопи" указывал, что производимое им оборудование не соответствует ряду характеристик. Установленных заказчиком в описании объекта закупки.
Вместе с тем подателем жалобы было подтверждено, что официальный ответ от указанного производителя отсутствует.
Таким образом, подателем жалобы не было представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что описание объекта закупки соответствует единственному производителю оборудования.
Относительно довода подателя жалобы о том, что инструкция на медицинское оборудование производства "Страйкер Эндоскопи" содержит информацию о том, что ожидаемый срок службы источника света светодиодного L11 с технологией AIM составляет 1 год, Комиссия отмечает следующее.
Разделом 6 описания объекта закупки установлено:
6 |
Источник света, шт. |
Не менее 1 |
|
Срок службы лампы, часов |
Не менее 30000 |
При этом, как было указано ранее официальный представитель производителя "Страйкер Эндоскопи" в своем ответном письме заказчику указал, что его оборудование соответствует всем характеристикам, указанным заказчиком в описании объекта закупки, в том числе сроку службы лампы не менее 30000.
Комиссия также отмечает, что указанный в руководстве по эксплуатации оборудования "Страйкер Эндоскопи" срок службы содержит оговорку "ожидаемый". Данная информация не является однозначно указывающей на то, что срок службы не будет составлять 30000 часов.
Из пояснений заказчика также следовало, что руководство по эксплуатации оборудования "Страйкер Эндоскопи" содержит информацию по сроку службы на весь источник света как прибор, а не на планку, которая находится в этом приборе, то есть указан ожидаемый срок службы прибора в целом, а не отдельной лампы светодиодной. Заказчиком было также указано, что в приборе, отвечающем за свет помимо лампы находятся и другие механизмы, в связи с чем и делается вывод о том, что производитель гарантирует ожидаемый срок службы 1 год для всего прибора освещения.
Таким образом, инструкция по эксплуатации указанного оборудования не содержит информацию, подтверждающую довод подателя жалобы, относительно указанной технической характеристики.
Относительно остальных характеристик, указанных в жалобе ООО "Апгрейт" не было представлено информации, свидетельствующей о том, что оборудование производства "Страйкер Эндоскопи" не удовлетворяет таким требованиям, поскольку в жалобе были указаны модели иных производителей, которые, по мнению подателя жалобы, также не отвечают потребности заказчика. На рассмотрении жалобы заявителем также не были прокомментированы указанные характеристики относительно их несоответствия оборудованию производства "Страйкер Эндоскопи".
Комиссия отмечает, что указанный ранее показатель в полном объеме удовлетворяет потребности заказчика, что позволит заказчику успешно реализовывать свою главную функцию - оказание качественной медицинской помощи пациентам.
При этом как указывалось ранее, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, работам, услугам являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, работам, услугам и их характеристикам, а также причины их установления.
Кроме того Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, с учетом специфики деятельности.
Извещение также не предусматривает, что осуществление закупки проводится среди производителей товара.
В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара, требующегося заказчику, заявителем не представлены.
Комиссия также отмечает, что заказчиком были представлены три коммерческих предложения, в том числе от официального представителя производителя "Страйкер Эндоскопи", свидетельствующие о возможности поставить необходимое заказчику оборудование для удовлетворения его потребности.
Таким образом, заказчиком при формировании объекта закупки указаны технические характеристики оборудования, которые не являются причиной ограничения конкуренции.
Комиссия также отмечает, что заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки.
При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика и его пациентов, а фактов ограничения конкуренции Комиссией установлено не было.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективными потребностями и при этом соблюдал условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Таким образом, довод подателя жалобы не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Апгрейт" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии О.П. Чупрунова
М.А. Грицай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 ноября 2022 г. N 024/06/106-3089/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022