Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
При участии (ВКС):
- представителя ООО "Беркут-Строй", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Беркут-Строй",
У С Т А Н О В И Л А:
10.11.2022 года в Кировское УФАС России через ЕИС поступила жалоба ООО "Беркут-Строй" на действия Заказчика - Кировское областное государственное бюджетное судебно-экспертное учреждение здравоохранения "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (сокращенное наименование - КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро СМЭ") при формировании электронного аукциона на поставку перчаток (номер извещения 0340200003322013343). Уполномоченным учреждением, размещающим закупку, является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 620), считает, что Заказчиком не применено в рассматриваемой закупке Постановление Правительства РФ N 620, нарушены нормы ст. 33, 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в части объединения в одном лоте медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.
Рассмотрение жалобы назначалось на 16.11.2022, откладывалось на 17.11.2022 года.
Заявитель, Заказчик, Уполномоченное учреждение надлежащим образом извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, отложении рассмотрения жалобы. Заказчик направил пояснения по существу жалобы, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Уполномоченное учреждение явку представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия. В представленных пояснениях Уполномоченное учреждение указало, что принимает участие в разработке технического задания по аукциону.
Из письменных пояснений Заказчика, установлено, что в рассматриваемой закупке все закупаемые Заказчиком товары в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам относятся к одной группе медицинских изделий "Вспомогательное и общебольничные медицинские изделия" с кодом 2.25 "Перчатки медицинские". Постановление Правительства РФ N 620 не определяет порядок применения номенклатурного классификатора медицинских изделий по видам и не имеет точного указания использования критериев, а именно: числовое обозначение вида медицинского изделии, классификация по группам и подгруппам медицинских изделий.
Все медицинские изделия, которые являются предметом электронного аукциона включены в состав одного вида продукции по коду ОКПД2 - 2.19.60.119 "Перчатки резиновые прочие", поэтому их объединение в один лот не нарушает требования норм Постановления Правительства N 620.
Из дополнительных пояснений Заказчика (исх. от 17.11.2022 N 16-07/1980) установлено, что включение в один лот перчаток медицинских осуществлено Заказчиком исходя из необходимости удовлетворения потребности учреждения, а также с целью обеспечения условий для бесперебойной работы по проведению судебно-медицинских экспертиз и патологоанатомических исследований. Описание объекта закупки не противоречит нормам ст. 33 Закона о контрактной системе, действия Заказчика не привели к необоснованному ограничению конкуренции.
Дополнительно указал, что объем денежных средств Заказчика, направленный на закупку медицинских изделий, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 620, в 2021 году составил 12,5 млн. рублей. Считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные пояснения и документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
28.10.2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru/ размещено извещение 0340200003322013343 о проведении электронного аукциона на поставку перчаток. Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 1 585 400,00 руб. Дата окончания подачи заявок - 11.11.2022 года.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком, закупаются следующие изделия, в том числе:
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, Позиция КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000002;
Перчатки смотровые/ процедурные из полихлоропрена, неопудренные, Позиция КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000005;
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, Позиция КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000008;
Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные пар, Позиция КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000004.
Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Во исполнении нормы принято Постановление Правительства РФ N 620, п. 1 которого установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта настоящей закупки составляет 1 585 400,00 руб.
Согласно приложению N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Номенклатурная классификация) номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
<*> Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10.
Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам представлен на схеме:
Таким образом, необходимые к поставке товары подразделяются на разные виды медицинских изделий согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr), что также отражено в КТРУ.
В соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (Приложение N 1 к Приказу), номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, однако Постановлением Правительства РФ N 620 однозначно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов, таким образом, включение в один лот медицинских изделий находящихся в одной группе или подгруппе номенклатурной классификации не соответствует положениям Постановления Правительства N 620.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 N 04АП-2971/22 по делу А19-18841/2021.
Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", закупаемые медицинские изделия имеют различные коды медицинских изделий (идентификационный уникальный номер записи) и, как следствие, являются различными видами медицинских изделий, а именно:
По позициям 1-6 Технического задания "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные", согласно выбранной Заказчиком позиции КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000002 указан код вида медицинского изделия - 122540;
По позициям 7-8 Технического задания "Перчатки смотровые/ процедурные из полихлоропрена, неопудренные", согласно выбранной Заказчиком позиции КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000005 указан код вида медицинского изделия - 139350;
По позициям 9-12 Технического задания "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные",согласно выбранной Заказчиком позиции КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000008 указан код вида медицинского изделия-185830;
По позициям 13-14 Технического задания "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, согласно выбранной Заказчиком позиции КТРУ ЕИС: 22.19.60.119-00000004 указан код вида медицинского изделия - 122610.
Довод Заказчика о том, что указанные медицинские изделия входят в одну подгруппу 2.25 "Перчатки медицинские" и не принадлежат к разным видам медицинских изделий, могут быть предметом одного контракта Комиссией Кировского УФАС России считается несостоятельным ввиду того, что вид изделия обозначается шестизначным числом, не определяется признаком подгруппы, следовательно, медицинские изделия, имеющие различные числовые обозначения, что подтверждается выбранными кодами КТРУ, не могут быть предметом одного лота, при превышении начальной (максимальной) цены контракта, определенной Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620.
Кроме того, согласно представленной Заказчиком информации о сумме, направленной на закупку медицинских изделий в предшествующем году в размере 12,5 млн. рублей, Заказчик может закупать необходимые ему медицинские изделия различных видов, согласно классификации по Постановлению Правительства РФ N 620, на сумму не более 600 000, руб.
Комиссия Управления отмечает, что согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи, в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, при этом Постановлением Правительства РФ N 620 однозначно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.
При наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке определенного вида товара медицинского назначения, Заказчик не лишен возможности закупки таких изделий в отдельном лоте.
Таким образом, Заказчиком в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 в один лот закупки включены медицинские изделия различных видов.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.2 ст.42, п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 года N 620, в части неправомерного объединения в один лот электронного аукциона различных видов медицинских изделий в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 года N 4н, вместе с этим в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение, установленное в действиях Заказчика, привело к неправильному формированию лота при осуществлении закупки товаров медицинского назначения, что является основанием выдачи предписания. Довод Заявителя обоснован.
Комиссия, руководствуясь статей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Беркут-Строй" в связи с нарушением Заказчиком - КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро СМЭ" при формировании электронного аукциона на поставку перчаток (номер извещения 0340200003322013343) пункта 1 части 2 статьи 42, п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 года N 620.
2. Выдать предписание об устранении нарушений.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 17 ноября 2022 г. N 043/06/106-972/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022