Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителя Областное государственное казенное учреждение "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области" (далее - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области", Заказчик) - <_> (дов. N 08/820 от 21.04.2022), при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Энвикс" (далее - ООО "Энвикс", Поставщик) - <_> (дов. N 10/2022 от 16.11.2022, <_> (дов. N 11/2022 от 16.11.2022), рассмотрела обращение, поступившее от ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области" для решения вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки - ООО "Энвикс" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка снегоболотохода (квадроцикла)" (реестровый номер 0347200004222000035).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 20.04.2022 Заказчиком - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка снегоболотохода (квадроцикла)" (реестровый номер 0347200004222000035).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 132 667,00 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 28.04.2022 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 28.04.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.04.2022.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 28.04.2022 N ЦПА1, на участие в закупке было подано 2 заявки участников, с идентификационными номерами: 4, 5. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2022 N ИЭА1, обе заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке, победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 4 (ООО "Энвикс"), сделавший наименьшее предложение о цене контракта.
12.05.2022 между ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области" и ООО "Энвикс" заключен государственный контракт N 0347200004222000035_52244 (реестровый номер 2490901239222000081) на поставку снегоболотохода (квадроцикла) (далее - Контракт). Цена контракта составила 3 117 003,66 рублей.
2. Частью 9 статьи 95 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.8. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных Заказчиком материалов следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужили, выявленные в ходе проведения экспертизы, несоответствия качества поставленного товара условиям Контракта, препятствующие его использованию.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе 31.10.2022.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 31.10.2022.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Энвикс" об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 31.10.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 11.11.2022.
Датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 11.11.2022.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ООО "Энвикс" в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 15.11.2022, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из представленных материалов, основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта является ненадлежащее исполнение (поставка некачественного товара) ООО "Энвикс" обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить снегоболотоход Enwix Standard (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 110 А (далее - место доставки), в течение 120 календарных дней с даты заключения Контракта. Качество товара должно соответствовать техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту).
Согласно пунктам Контракта, для исполнения настоящего Контракта Поставщик принимает на себя обязательства:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
5.1. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар является новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) и соответствует требованиям, установленным Контрактом;
5.3. Поставщик обеспечивает защиту товара, позволяющую транспортировать его любым видом транспорта на любое расстояние, предохранять от повреждений, загрязнений, утраты товарного вида и порчи при его перевозке с учетом возможных перегрузок в пути и длительного хранения.
Согласно материалам, представленным в дело, ООО "Энвикс" поставлен товар, не соответствующий требованиям к качеству, установленным Контрактом. После выгрузки товара Заказчиком произведен первичный осмотр наружных повреждений, комплектации, без ходовых испытаний, составлен акт осмотра поставленного снегоболотохода (квадроцикла) от 23.09.2022, в котором зафиксированы следующие дефекты:
- не работает замок зажигания;
- трещины на раме в задней части;
- вибрация шкива и промежуточного ролика;
- горит контрольная лампа зарядки;
- отсутствует защитный кожух маховика двигателя;
- дефект крепления амортизаторов и рычагов подвески;
- оторван глушитель;
- отсутствуют передний, задний и боковые кофры.
Выявленные дефекты препятствуют проведению ходовых испытаний товара и дальнейшему его использованию. В связи с чем, Заказчиком составлен и опубликован в ЕИС мотивированный отказ от подписания акта приемки снегоболотохода (квадроцикла) N 08/2069 от 04.10.2022.
Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (N 08/2314 от 27.10.2022), в период с даты опубликования мотивированного отказа от подписания акта приемки поставленного товара, по дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Поставщиком не направлена информация о намерении устранить выявленные дефекты, заменить товар для надлежащего исполнении обязательств по Контракту.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
В письменном пояснении (вх. N 3603-ЭП/22 от 17.11.2022) ООО "Энвикс" указывает, что в процессе транспортировки товара транспортной компанией были существенно нарушены правила перевозки, что привело к получению Заказчиком товара ненадлежащего качества.
04.10.2022, вместе с направлением мотивированного отказа от подписания акта приемки товара, представителем Заказчика было устно сообщено в телефонном разговоре Поставщику о поставке некачественного товара.
Поставщик, в телефонном разговоре сообщил Заказчику о согласии заменить поставленный товар, с чем Заказчик согласился.
В мотивированном отказе от подписания акта приемки Заказчиком указано следующее:
- "В соответствии с п.п. 4.1.3, 4.4.2 Контракта Заказчик требует от Поставщика устранить недостатки поставленного товара в кратчайшие сроки путем поставки нового снегоболотохода (квадроцикла) Enwix Standart. Повторную приемку товара осуществить в срок, предусмотренный п. 3.1. Контракта".
Согласно части 1 статьи 475 Гражданского кодекса РФ сроки устранения недостатков должны быть разумные, с учетом специфика товара.
Как указано ранее, Поставщик в телефонном разговоре подтвердил представителю Заказчика согласие о замене некачественного товара, также 31.10.2022 Поставщиком было направлено письмо в адрес Заказчика с указанием срока замены товара. Ответ на данное письмо не получен.
Пунктом 3.9. Контракта установлено, что уведомления о некачественном, некомплектном, недопоставленном товаре, могут быть переданы Заказчиком посредством телефонной, факсимильной связи или в виде электронного сообщения.
В связи с чем, Поставщик полагает, что информирование Заказчика о готовности осуществить замену товара и о ее сроках также может быть сообщено способами, установленными пунктом 3.9 Контракта.
Вместе с тем, в письменном пояснении Поставщик указывает, что незамедлительно приступил к сборке нового товара. Снегоболотоход является технически сложным механизмом, на производство которого требуется время. В соответствии с информационным письмом от 31.10.2022, направленным Поставщиком в адрес Заказчика, планируемая дата отгрузки нового товара - 25.11.2022, но фактически новый товар был изготовлен раньше этого срока.
09.11.2022 Поставщиком, в адрес Заказчика было направлено письмо (N 148 от 09.11.2022) о готовности товара к отгрузке.
Также, при возврате некачественного товара Поставщику, представителем страховой компании ООО "Руссюрвей" составлен акт осмотра товара на предмет некачественной транспортировки, что также свидетельствует об отсутствии причин и вины со стороны Поставщика в части ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту.
В связи с вышеуказанным, Поставщик полагает, что им предприняты все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, недобросовестное поведение не предполагалось.
На основании изложенного, рассмотрев документы представленные в материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС России не усматривает в действиях ООО "Энвикс" совершения им умышленных действий (бездействия) приведших к ненадлежащему исполнения обязательств по Контракту.
4. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение ООО "Энвикс" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
На основании подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Как следует из материалов дела, письменных и устных пояснений Поставщика, поставка несоответствующего требованиям товара явилась следствием нарушения правил перевозки товара транспортной компанией, что не предполагает недобросовестное поведение Поставщика. ООО "Энвикс" выразило готовность заменить некачественный товар, о чем Заказчик был уведомлен.
Комиссия приходит к выводу о том, что такая мера правового воздействия как включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Энвикс" и его директоре сроком на два года несоразмерна характеру совершенного Поставщиком нарушения условий Контракта.
Включение сведений об ООО "Энвикс" в реестр недобросовестных поставщиков влечет для Общества значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.
Оценив представленные документы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в действиях ООО "Энвикс" отсутствует недобросовестное поведение при исполнении государственного контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка снегоболотохода (квадроцикла)" (реестровый номер 0347200004222000035), в связи с чем, ООО "Энвикс" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона О контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТ и ПБ Магаданской области" об участнике закупки - ООО "Энвикс" (ИНН/КПП 5256192269/525601001, ОГРН 1205200041507, адрес: ул. Монастырка, д. 21 А, офис 110, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603016, номер ЕРУЗ 22029594), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка снегоболотохода (квадроцикла)" (реестровый номер 0347200004222000035) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 21 ноября 2022 г. N 049/10/104-248/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022