Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ЮЖНЫЙ ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "СЛУЖБА ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112" РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона 0103200008422003538 "Поставка, монтаж и пусконаладка программных и технических средств региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Республики Дагестан" (далее - Аукцион),
в присутствии представителей:
Заявителя - Мананкова А.А. (доверенность от 16.11.2022 N12;)
Заказчика - Прокопец И.О. (доверенность от 18.11.2022 N1), Шехсаидовой С.С. (доверенность от 18.11.2022 N2), Койсултанова А.К. (доверенность от 18.11.2022 N3),
в отсутствии представителя Уполномоченного органа (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
14.11.2022 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие извещения о проведении Аукциона требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
02.11.2022 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 58 299 999,98 рублей.
1. По мнению Заявителя требование о наличии у участников закупки лицензии ФСТЭК противоречит требованиям закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
В извещении о проведении Аукциона установлены требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ выписка из реестра лицензий или копия действующей лицензии ФСТЭК России (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации") на осуществление деятельности: - установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации.
В приложении N3 к извещению о проведении Аукциона указано, что заявка участника закупки должна содержать выписку из реестра лицензий или копия действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности - установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации".
Объектом закупки является поставка, монтаж и пусконаладка программных и технических средств региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Республики Дагестан.
Согласно п. 11 описания объекта закупки создание РСО включает несколько этапов, в том числе выполнение работ по установке, монтажу, наладке, испытаниям программных (программно-технических) средств защиты информации, удовлетворяющих "Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (утвержденных приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17) в целях реализации мероприятий по обеспечению требований по защите информации в соответствии с п. 6 Приложением N 1 "Положения о системах оповещения населения.
В п. 19 описания объекта закупки установлены следующие требования к защите информации:
"Системы оповещения населения должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2014 г., регистрационный N 32919), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 23 марта 2017 г. N 49 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2017 г., регистрационный N 46487) и от 9 августа 2018 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2018 г., регистрационный N 52071).
В региональных системах оповещения и КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2013 г., регистрационный N 28608), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 15 февраля 2017 г. N 27 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2017 г., регистрационный N 45933) и от 28 мая 2019 г. N 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2019 г., регистрационный N 55924).
Региональные системы оповещения и КСЭОН должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса;
Муниципальные и локальные системы оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Извещении требование о предоставлении в составе заявки Лицензии ФСТЭК не противоречит Закону о контрактной системе.
В связи с чем довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
2. Заявитель указывает, что Заказчик при описании объекта закупки не следовал условиям п. 5.1.11 ГОСТа Р 42.3.01-2021.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом - использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 2 таблицы 1 "Требования к комплексу технических средств системы оповещения" описания объекта закупки установлено: "Командный пульт управления обеспечивает взаимодействие с устройствами управления и оконечными устройствами КТСО П-166-М".
По мнению Заявителя, командный пульт управления П-166-М КПУ не проходил приемочные испытания как изделие, предназначенное для создания РСО.
В письменных возражениях Заказчика указывается, что необходимые сведения о серийно выпускаемых российскими предприятиями комплекса технических средств оповещения, прошедших приемочные испытания с участием МЧС России, предназначенных для создания и реконструкции (развития) системы оповещения населения на территории Российской Федерации содержится в справочнике "Технические средства оповещения". Противоречий действующему ГОСТу Р 42.3.01-2021 не имеется.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не представил доводов свидетельствующих о том, что условие Заказчика о том, что командный пульт управления обеспечивает взаимодействие с устройствами управления и оконечными устройствами КТСО П-166-М, противоречит государственным стандартам, не позволяет сформировать заявку, ограничивает количество участников закупки и нарушают его законные права и интересы не представил.
С учетом вышеизложенного, Комиссия дагестанского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе.
В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
3. Заявитель указывает, что Заказчик, Уполномоченный орган при внесении изменений в извещение о проведении Аукциона в нарушение требований Закона о контрактной системе не продлил срок подачи заявок.
В соответствии с ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной система заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Как установлено Комиссией, 11.11.2022 в ЕИС размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона от 11.11.2022 NИИ2, Согласно которым дата и время окончания срока подачи заявок приходится на 15.11.2022 08:00.
Таким образом, после внесения изменений в извещение о проведении Аукциона на подачу заявок остается не менее трех дней, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
4. Заявитель указывает, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе использует термины и определения отличные от национальной системы стандартизации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом - использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 9 описания объекта закупки указано следующее, в том числе: "При создании РСО, необходимо учитывать следующие условия:
- Использование унифицированных аппаратно-программных комплексов, зарегистрированных в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также рекомендованных МЧС России, серийно выпускаемых российской промышленностью, имеющих соответствующие сертификаты, прошедшие приемочные испытания (при необходимости проведение специальной проверки) и соответствующие современному уровню развития техники и технологий".
Заявитель указывает, что в национальной системе стандартизации не используется такое понятие как аппаратно-программный комплекс.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки произведено в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. Применение наименования аппаратно-программный комплекс обусловлено порядком поставки товара с предусмотренным программным обеспечением. Кроме того, Заказчиком установлены ограничения и запреты в соответствии Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 а так же условия допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018, что свидетельствует о том, что в объект закупки входит как радиоэлектронный товар так и программное обеспечение.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не представил доводов свидетельствующих о том, что применение Заказчиком определения "аппаратно-программных комплексов" противоречит государственным стандартам, не позволяет определить объект закупки и сформировать заявку, что ограничивает количество участников закупки и нарушают его законные права и интересы не представил.
С учетом вышеизложенного, Комиссия дагестанского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе.
В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
5. Заявитель указывает, что Заказчик требует выполнения сопряжения с локальными системами оповещения, тем самым выполняя не свои полномочия, что может рассматриваться как нецелевое использование бюджета Республики Дагестан, так как сопряжение локальных систем оповещения с муниципальными (региональными) системами оповещения осуществляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Как установлено Комиссией, в п. 11 описания объекта закупки создание РСО включает несколько этапов, в том числе сопряжение действующих систем на территории 48-ми МО (КСЭОН, ЛСО) с создаваемой системой РСО (перечень сопрягаемых систем приведен в Приложении N 3);.
Представитель Заказчика пояснил, что сопряжение региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ЛСО, указанные в приложении N3 к техническому заданию, сопряжены с пунктами управления РСО, построенного на базе КТСО П-166 М организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, выполнены свои обязательства по сопряжению ЛСО с имеющимися пунктами РСО. Перечень сопрягаемых систем в приложении N3 приведены с целью обеспечения участника Аукциона необходимой информацией для выполнения работ в соответствии с техническим заданием и описанием объекта закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не представил доводов свидетельствующих о том, что вышеуказанная информация вводит его в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика.
На основании изложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя..
В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
6. В соответствии с ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе в день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика заявил о снятии с рассмотрения 6-го довода жалобы, и в соответствии с ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе она считается отозванной и не рассматривается Комиссией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп.: Багамаев Т.Р.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 18 ноября 2022 г. N 005/06/106-2278/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022