Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГУП "Московский метрополитен", ГКУ "ДТЗ": И.Г Рувановой (по дов. NДТЗД-04-01-01-61 от 26.01.2022, NНЮ-12/121 от 25.01.2022),
ООО "КОНТУР ПРОЕКТ": К.Б. Моториной (по дов.N12 от 16.05.2022),
рассмотрев жалобу ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг на разработку обоснования безопасности опасного производственного объекта и проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности объекта: "Замена эскалаторных комплексов на станции "Краснопресненская" (Закупка N 0373200082122000856) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/57829/22 от 15.11.2022.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.11.2022 ПРОII1 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки на следующем основании: "В соответствии с требованием п. 13.1 Информационной карты участник закупки должен являться членом с саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с правом выполнения работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии), однако согласно сведениям из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах на дату рассмотрения заявок у участника отсутствует право на выполнение работ по подготовке проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии).Также в Едином реестре отсутствует информация о членстве в СРО согласно представленной в составе заявки выписке.На основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заявка участника подлежит отклонению".
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия Управления отмечает, что в п.13.1 Информационной карты установлены, в частности, следующие требования к участникам закупочной процедуры: "Уч-к закупки должен являться членом саморегулируемой организации(далее СРО) в области архитектурно-строительного проектирования при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных ч.3ст.55.8ГрК РФ (СРО, леном которой является уч-к закупки, должна иметь компенсационный фонд (далееКФ) обеспечения договорных обязательств. Мин.р-р взноса в КФ возмещения вреда должен быть сформирован в соотв-ии с требованиями ч.10ст.55.16ГрК РФ,мин.р-р взноса уч-ка закупки в КФ обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соотв-ии с требованиями ч.11ст.55.16ГрК РФ.Совокупный р-р обязательств уч-ка закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов (включая ценовое предложение уч-ка по настоящей закупке)не должен превышать уровень ответственности уч-ка закупки, по КФ обеспечения договорных обязательств). Уч-к закупки должен иметь право выполнять работы в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов(кроме объектов использования атомн.энергии) по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров.Данное требование не применяется к уч-кам закупки, указанным в ч.4.1ст.48ГрК РФ".
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В силу п.8 ч.1 ст.48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства, отнесены объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, в том числе Метрополитен.
В соответствии с ч.8 ст.55.5 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Комиссия Управления отмечает, что письмом Минфина России и Минстроя России от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 установлено, что с учетом положений части 2 статьи 71 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Учитывая изложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется. При этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в вышеуказанном едином реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48, подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при проверке правоспособности Заявителя посредством единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, комиссией Заказчика было установлено, что на дату рассмотрения заявок у участника отсутствует право на выполнение работ по подготовке проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Так, при этом при проверке участников закупочной процедуры на предмет соответствия требованиям ст.31 Закона о контрактной системы, в том числе в части права на выполнение работ по подготовке проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии) установлено, что ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" не имеет вышеуказанного права.
В качестве доказательства данного обстоятельства представителями Заказчика представлен скриншот сайта "Национальное объединение изыскателей и проектировщиков" реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах от 08.11.2022 согласно которому в разделе "В отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)" отражена следующая информация: "Нет, 17.04.2017". Также представителем Заказчика представлены выписки из вышеназванного реестра в отношении Заявителя, сформированные и полученные Заказчиком 08.11.2022 и 09.11.2022, в разделе "В отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)" которых также указано "Нет", ввиду чего Заявитель был признан несоответствующим, а его заявка была отклонена.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что право на выполнение работ по подготовке проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии) ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" имеет, что также подтверждается выпиской от 28.10.2022, представленной в составе заявки, а также на заседании Комиссии Управления.
Так же представитель Заявителя отметил, что исходя из информации реестра, ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" имеет право выполнения данных работ с 09.06.2014, информация о чём, как на момент подачи заявки, так и на момент рассмотрения жалобы содержится в вышеназванном реестре, а при рассмотрении комиссией Заказчика заявки Заявителя в реестре вероятно произошёл технический сбой.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления также осуществлено ознакомление с информацией единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в отношении ООО "КОНТУР ПРОЕКТ".
Так, согласно информации реестра, Заявитель в праве осуществлять подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) с 09.06.2014.
Представителем Заказчика также подтверждён факт наличия такой информации в реестре на момент рассмотрения жалобы, при этом, представитель Заказчика отметил, что такая информация на момент принятия комиссией Заказчика оспариваемого решения в реестре отсутствовала, ввиду чего, у комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для признания ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" соответствующим.
С учетом обстоятельств дела, Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы.
Вместе с тем после объявленного перерыва в рассмотрении жалобы сторонами даны пояснения относительного того обстоятельства, что ими были направлены запросы в техническую поддержку реестра относительно корректности и достоверности отображаемой в реестре информации, однако ответы сторонами получены не были.
В свою очередь Комиссия Управления обращает особое внимание, что письмом Минфина России и Минстроя России от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 установлен порядок проверки членства участника закупки в СРО посредством проверки исключительно реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, но не состава заявки на предмет наличия выписки.
Таким образом, ввиду наличия информации на предмет отсутствия права ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" выполнять работы по подготовке проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии) в указанном реестре на дату рассмотрения заявок, действия закупочной комиссии Заказчика, в части принятия решения о не соответствии участника закупочной процедуры не противоречат нормам действующего законодательства.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы в части неправомерности действий закупочной комиссии Заказчика не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлен факт наличия в реестре сведений в отношении права ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" на выполнение работ по подготовке проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии) с 09.06.2014, при этом Заявителем также предоставлен протокол N42 Правления саморегулируемой организации ассоциации проектировщиков "Содействия организациям проектной отрасли" от 09.06.2014 согласно которому принято решение о внесении изменений в свидетельство о допуске к работам в оспариваемой части.
Таким образом, ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" фактически соответствовало как на момент подачи заявки, так и на момент её рассмотрения, так и на момент рассмотрения жалобы требованиям извещения о проведении закупочной процедуры в рассматриваемой части.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "КОНТУР ПРОЕКТ" на действия закупочной комиссии ГУП "Московский метрополитен" необоснованной.
2.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С.Грешнева
Члены Комиссии: Э.З. Гугава
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2022 г. N 077/06/106-17136/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022