Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ГБУЗ "ДКЦ N 1 ДЗМ", ИП Данилина С.А.,
рассмотрев жалобу ИП Данилина С.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДКЦ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (облучатели бактерицидные) в рамках программы "Новый
московский стандарт поликлиник" для нужд ГБУЗ "ДКЦ N 1 ДЗМ" (Закупка N 0373200078122000162) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/57830/22 от 15.11.2022 документы и сведения.
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком при описании объекта закупки неправомерно не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона от 07.11.2022 N0373200078122000162 при описании закупаемого товара "Облучатель-рециркулятор бактерицидный" Заказчиком использовался код ОКПД2: 28.25.14.119 "Оборудование и установки для фильтрования или очистки воздуха прочие".
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (далее - Постановление N878).
Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что извещением о проведении закупочной процедуры установлено ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями Постановления N878.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что исходя из анализа технического задания Заказчику нужна ультрафиолетовая бактерицидная установка, которая осуществляет обеззараживание воздуха, а не его фильтрацию и/или очистку.
Согласно сведениям каталога КТРУ, по мнению Заявителя, объекту закупки отвечают следующие позиции КТРУ
· 32.50.50.190-00002877 - Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный;
· 32.50.50.190-00002876 - Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный;
· 32.50.50.190-00002875 - Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный;
При таких данных Заявитель указывает, что при выборе соответствующей позиции КТРУ при наличии товара в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением N 878, при описании объекта закупки Заказчик не вправе устанавливать дополнительные характеристики товара, а обязан использовать только характеристики, предусмотренные позицией КТРУ.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика указал, что в рамках закупочной процедуры медицинским учреждением закупается рециркулятор, который представляет собой закрытую коробку, внутри которой находятся лампы, которые и излучают ультрафиолет. Воздух забирается из помещения вентиляторами и проходит через камеру с ультрафиолетовыми бактерицидными лампами. Высокая степень обеззараживания воздуха (до 99,9 %) достигается оптимальным соотношением мощности бактерицидного потока ламп и скорости прохождения воздушного потока. При этом предлагаемые заявителем коды КТРУ распространяются на ультрафиолетовый облучатель открытого типа, что делает невозможным его использования в комнатах с людьми.
Таким образом, ввиду отсутствия в КТРУ закупаемого Заказчиком оборудования, описание объекта закупочной процедуры осуществлялось согласно требованиям ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с описанием, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, предлагаемые Заявителем коды КТРУ 32.50.50.190-00002875-32.50.50.190-00002877 распространяются на медицинские изделия с кодом вида 131980 "Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный", что является источником света с электрическим питанием, предназначенным для уничтожения бактерий и вирусов в воздухе и/или на поверхностях посредством ультрафиолетового излучения. Он может иметь различные формы, такие как лампа в виде трубки или установленный блок, содержащий источник света, и может включать в себя автоматические датчики движения или таймеры, но не включает в себя блок управления пользователя или радиометры. Это изделие для многоразового использования.
На основании вышеизложенного, при описании закупки в извещении об осуществлении закупки определен код ОКПД2 - 28.25.14.119, который, по мнению Заказчика, является наиболее подходящим под специфику закупки с учетом области применения закупаемой продукции и позволяет описать объект закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих тот факт, что установленные требования к закупаемым товарам являются неправомерными, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
На основании п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пояснениями представителя Заказчика о приобретении медицинского изделия для очистки и обеззараживании воздуха закрытого типа Комиссией Управления установлено, что объекту закупочной процедуры соответствует код вида медицинского изделия 375930 "Очиститель воздуха ультрафиолетовый", который распространяется на устройство очистки воздуха, предназначенное для уничтожения переносимых по воздуху патогенных микроорганизмов и загрязняющих веществ (например, летучих органических соединений) в окружающем воздухе закрытого помещения/области с использованием ультрафиолетового (УФ) излучения, воздействующего на воздух при его циркуляции в камере. Состоит из блока с электропитанием и закрытой оптической камеры, в которую втягивается воздух и подвергается воздействию ультрафиолетового излучения перед рециркуляцией обратно в помещение, в результате чего патогенные микроорганизмы/загрязняющие вещества во всасываемом воздухе разрушаются под действием ультрафиолетового излучения и гидроксильных радикалов, образующихся в результате реакции между ультрафиолетовой энергией и молекулами водяного пара.
Вместе с тем, используемый Заказчиком код ОКПД2 - 28.25.14.119 входит в группу 28.25 "Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное", что не соотносится с фактическим объектом закупочной процедуры, при этом для кода вида медицинского изделия 375930 установлено описание, например, в соответствии с КТРУ 32.50.13.190-00008405 "Очиститель воздуха ультрафиолетовый", где также указано на принадлежность к коду ОКПД2 32.50.50.190.
Кроме того, Комиссией Управления также отмечает, что в соответствии с извещением о проведении закупочной процедуры Заказчиком установлено ограничение допуска иностранных товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617), а также Постановлением N878.
Так, код ОКПД2 32.50.50.190 включен в перечень ограничений допуская иностранных товаров по Постановлению N878 исключительно в отношении облучателей-рециркуляторов воздуха, рециркуляторы бактерицидные, соответствующие кодам 131980, 132020, 132060, 132070, 152690, 152700, 160030, 270540, 292620, при этом в перечне товаров по Постановлению N617 данный код отсутствует.
Таким образом, установление неправомерного кода ОКПД2 28.25.14.119 привело к неправомерному установление ограничению допуска в соответствии с Постановлением N617, а также Постановлением N878, поскольку закупаемое медицинское изделие кода вида 375930 ОКПД2 32.50.50.190 не включено в перечень товаров, попадающих под вышеуказанные ограничения.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч.2 ст.42, п.15 ч.1 ст.42, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе и наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Данилина С.А. на действия ГБУЗ "ДКЦ N 1 ДЗМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.2 ст.42, п.15 ч.1 ст.42, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии Н.А. Узкий
Е.Д. Мартьянова
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 ноября 2022 г. N 077/06/106-17152/2022 (ключевые темы: ктру - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - товары, происходящих из иностранных государств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022