Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от Заказчика - Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>,
в отсутствие представителя ООО "Вариант", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев обращение, представленное Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Вариант" (юридический адрес: 656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 64,помещение н17, офис 411, ИНН 2225223017, ОГРН 1212200027302),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 17.11.2022 поступило обращение Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Вариант" (далее - ООО "Вариант", Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны
недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
13.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522004698 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по поставке одноразовых медицинских инструментов для хирургических вмешательств, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 11 065 757,56 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.05.2022 N ИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 2 (ООО "Вариант") признана победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта в размере 7 248 071,05 рублей.
31.05.2022 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Проект контракта" от 31.05.2022
31.05.2022 Размещен документ "Проект контракта" от 31.05.2022
06.06.2022 От электронной площадки http://www.tektorg.ru/ получен документ "Протокол разногласий" от 06.06.2022
07.06.2022 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Доработанный проект контракта" от 07.06.2022
07.06.2022 Размещен документ "Доработанный проект контракта" от 07.06.2022
09.06.2022 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Подписанный контракт" от 09.06.2022
09.06.2022 Размещен документ "Подписанный контракт" от 09.06.2022
09.06.2022 между Заказчиком и ООО "Вариант" заключен контракт N 166-ЭА на поставку одноразовых медицинских инструментов для хирургических вмешательств (далее - Контракт).
В соответствии с настоящим Контрактом Поставщик обязуется поставить одноразовые медицинские инструменты для хирургических вмешательств (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в срок, установленный Контрактом.
В соответствии с п. 4.7. Контракта 4.7. Поставка товара производится в течение 90 дней с момента заключения контракта.
Срок поставки истек 07.09.2022.
По состоянию на 28.10.2022 г. Поставщиком не поставлены следующие товары:
- Наименование товара: Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением (по РУ: Рукоятка лапаросоническая для ручной активации).
Страна происхождения товара, производитель:
Страна происхождения: Соединенные Штаты Америки, Мексиканские Соединенные Штаты;
Товарный знак: ETHICON;
Производитель: Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си, США. Сумма, руб: 563353,14
Общее количество в единицах измерения: 3 шт.
Сумма, руб: 563353,14
- Наименование товара: Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования (по РУ: Инструмент для электролигирования и разделения тканей LigaSure с нанопокрытием, с браншами типа Maryland для лапароскопических операций, для одноэтапного заваривания, 37 см. Страна происхождения товара, производитель:
Страна происхождения: Соединенные Штаты Америки
Товарный знак: LIGASURE
Производитель: Ковидиен ЛЛС, США
Общее количество в единицах измерения: 30 штук
Сумма, руб: 1730591,70
Сумма неисполненных Поставщиком обязательств по поставке товара составляет 2293944,84 (Два миллиона двести девяносто три тысячи девятьсот сорок четыре) руб. 84 коп., просрочка поставки составила 51 день.
21.09.2022 От ООО "Вариант" поступило сообщение N 21-09-01 в адрес Заказчика с просьбой не принимать решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по государственному контракту N 166-ЭА от 09.06.2022 г., в виду того, что медицинские изделия заказаны и оплачены, ожидают поступления на территория РФ.
Пункты 8.5., 8.5.2. Контракта предусматривают возможность расторжения Заказчиком Контракта в одностороннем порядке.
Согласно п 8.5.2. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях: нарушения Поставщиком сроков поставки товара свыше, чем на 15 дней
Неисполнение условий Контракта, привело к невозможности заказчика получить результат, предусмотренный Контрактом в соответствии с установленными условиями, что является существенным нарушением условий Контракта.
Действия Поставщика не отвечают законным требованиям и интересам Заказчика, направленным на реализацию государственной политики, направленной на удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах и медицинской помощи и создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
Частью 1 статьи 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, условие о сроках поставки и комплектности товара является существенным для договора поставки.
Учитывая, что по состоянию на 02.11.2022 Исполнителем обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение было направлено заказчиком в адрес ООО "Вариант" с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 02 ноября 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 12.11.2022, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Комиссией установлено, что до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнителем работы, предусмотренные контрактом обязательства не исполнены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, и, установив при этом соблюдение этой процедуры заказчиком, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения контракта.
Установлено, что Исполнителем не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения Контракта, в связи с чем включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае недобросовестность Исполнителя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к надлежащему исполнению условий контракта.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В рассматриваемом случае недобросовестность Исполнителя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к надлежащему исполнению условий контракта.
ООО "Вариант" не было проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для исполнения контракта, не представлено доказательств каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных событий, и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта.
Включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для защиты нарушенных прав и законных интересов медицинского учреждения.
По результатам рассмотрения представленной информации и документов, и проведения проверки фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "Вариант", Комиссия приходит к выводу о необходимости внесения сведений об ООО "Вариант" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Вариант" (юридический адрес: 656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 64,помещение н17, офис 411, ИНН 2225223017, ОГРН 1212200027302), а также о генеральном директоре <_> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со сроком на два года.
2. Датой включения сведений об ООО "Вариант", а также о генеральном директоре <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 ноября 2022 г. N 021/10/104-1001/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022