Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в отсутствие представителей заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре", общества с ограниченной ответственностью "Гипрон" (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим порядком),
рассмотрев материалы дела N 7-3/730 по обращению заказчика - государственного учреждения - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" (далее также - МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Гипрон" (ИНН 7726390603) (далее - ООО "Гипрон", Общество) и учредителе (генеральном директоре) Общества Камышанской Екатерине Анатольевне (ИНН 710516458858) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 18.04.2022 N 1т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Очистные сооружения КУ-200, здание производственно-вспомогательное очистных сооружений КУ-200 и хлораторная. Реконструкция" (реестровый номер 3270307726522000002), заключенного по результатам электронного аукциона N 0822300013122000001, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Гипрон",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гипрон" (ИНН 7726390603) и учредителе (генеральном директоре) Общества Камышанской Екатерине Анатольевне (ИНН 710516458858) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 18.04.2022 N 1т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Очистные сооружения КУ-200, здание производственно-вспомогательное очистных сооружений КУ-200 и хлораторная. Реконструкция" (реестровый номер 3270307726522000002), заключенного по результатам электронного аукциона N 0822300013122000001, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Гипрон" (далее также - Подрядчик).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" проведен электронный аукцион на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Очистные сооружения КУ-200, здание производственно-вспомогательное очистных сооружений КУ-200 и хлораторная. Реконструкция".
Извещение N 0822300013122000001 о проведении торгов размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 25.03.2022.
Начальная цена контракта: 4 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0822300013122000001 от 05.04.2022, по результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона (заявка N 1 - ООО "Гипрон") электронный аукцион признан несостоявшимся на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в связи с признанием поданной единственной заявки на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, на основании п. 6 ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ между ООО Гипрон" и заказчиком 18.04.2022 заключен муниципальный контракт N 1т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Очистные сооружения КУ-200, здание производственно-вспомогательное очистных сооружений КУ-200 и хлораторная. Реконструкция" (реестровый номер 3270307726522000002) (далее также - контракт), с ценой контракта 4 000 000,00 рублей (п. 3.1).
Согласно п. 1.3 контракта "Подрядчик" обязуется выполнить работы по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Очистные сооружения КУ-200, здание производственно - вспомогательное очистных сооружений КУ-200 и хлораторная. Реконструкция" в соответствии со сметным расчетом, согласно приложению N1 к настоящему контракту, техническим заданием согласно приложению N2 к настоящему контракту, графиком выполнения "Работ" согласно приложению N3 к настоящему контракту, заданием на проектирование от 09.03.2022 г., утвержденным главой города Комсомольска-на-Амуре, являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (в дальнейшем - "Работы")
П. 1.7.1-1.7.3 контракта установлены сроки выполнения "Работ": начальный срок выполнения - дата подписания в единой информационной системе, конечный срок выполнения - 28.11.2022. Промежуточные сроки выполнения "Работ" устанавливаются в графике выполнения работ.
Приложением N 3 к контракту Стороны согласовали График выполнения работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Очистные сооружения КУ-200, здание производственно-вспомогательное очистных сооружений КУ-200 и хлораторная. Реконструкция":
N этапа |
Наименование "Работ" |
Начало выполнения работ |
Окончание выполнения работ |
1 |
Выдача 1 экземпляра проектной документации (стадия "Проектная документация") для направления "Муниципальным заказчиком" на государственную экспертизу в качестве и объеме позволяющем "Муниципальному заказчику" получить положительное заключение государственной экспертизы |
дата подписания контракта в единой информационной системе
|
"20" июня 2022 г.
|
|
Выдача проектной документации (стадия "Проектная документация"), получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства |
дата подписания контракта в единой информационной системе |
"07" октября 2022 г.
|
2 |
Выполнение проектной документации (стадия "Рабочая документация"), с учетом внесения изменений (при их наличии) по замечаниям государственной экспертизы, окончание всех работ по контракту |
дата подписания контракта в единой информационной системе |
"28" ноября 2022 г.
|
Согласно п. 2.4.1 контракта Подрядчик обязан выполнить все "Работы" своевременно в соответствии со сметным расчётом, техническим заданием, заданием на проектирование от 09.03.2022, являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта.
В соответствии с п.п. 2.4.6 контракта Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта получить у "Муниципального заказчика" исходные данные в соответствии с п. 1, п. 2, п. 3 ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направить представителя "Подрядчика", имеющего право действовать от имени "Подрядчика" без доверенности или представителя "Подрядчика" с надлежаще оформленной доверенностью для получения исходных данных по адресу нахождения "Муниципального заказчика".
Согласно п. 2.4.6.1 контракта Подрядчик обязан предоставить "Муниципальному заказчику" для согласования лист согласования применяемых материалов в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения контракта. Выполнить проектные решения в соответствии с согласованным "Муниципальным заказчиком" листом согласования.
Порядок сдачи и приемки "Работ" по контракту установлен в разделе 4 контракта.
Согласно п. 4.1 контракта результатом выполненных по настоящему контракту "Работ" являются проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, обязательной в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (1 этап) и полный комплект рабочей документации (2 этап). "Работы" не могут быть приняты "Муниципальным заказчиком" до получения положительного заключения обязательной в силу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В силу п. 4.2 контракта "Подрядчик" выдает "Муниципальному заказчику" 1 экземпляр проектной документации (стадия "Проектная документация"), в соответствии с графиком выполнения "Работ" (Приложение N3 к настоящему Контракту") по акту приема-передачи документации для направления "Муниципальным заказчиком" указанной документации на государственную экспертизу. При этом приемка документов по акту приема-передачи документации не свидетельствует о принятии "Муниципальным заказчиком" результата "Работ".
В соответствии с п. 4.2.1 контракта по окончании выполнения "Работ" (отдельного этапа "Работ") "Подрядчик" обязан письменно сообщить "Муниципальному заказчику" о готовности к сдаче результата "Работ" (отдельного этапа "Работ"), предоставить "Муниципальному заказчику" результаты выполненных "Работ" (отдельного этапа "Работ"), сформировать с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее -ЕИС), подписать усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени "Подрядчика", и разместить в ЕИС документ о приемке "Работ" (отдельного этапа "Работ"), содержащий информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Датой приемки выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного "Муниципальным заказчиком" (п. 4.9 контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения "Сторонами" и действует до полного исполнения "Сторонами" своих обязательств по контракту (п.11.1 контракта).
В соответствии п. 9.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
В силу п. 9.2.1. контракта "Муниципальный заказчик" вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в следующих случаях, являющихся для "Сторон" существенными нарушениями условий контракта, а именно:
- отсутствие у "Подрядчика" лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательств по настоящему контракту (п. 9.2.1.1);
- нарушение "Подрядчиком" промежуточных сроков выполнения "Работ" и (или) конечного срока выполнения "Работ", установленных настоящим контрактом, более чем на 10 календарных дне (п. 9.2.1.2);
- неустранение "Подрядчиком" недостатков (дефектов) выполненных "Работ" в установленный "Муниципальным заказчиком" срок (п. 9.2.1.3);
- выявление (обнаружение) существенных и неустранимых недостатков (дефектов) в выполненных "Подрядчиком" "Работах" (п. 9.2.1.4).
Как следует из обращения заказчика, в соответствии с п.п. 1.2, 1.7, 1.7.3, 2.4.1, 2.4.21 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п. 1.3 контракта, и сдать результат работ Заказчику в сроки, определенные графиком выполнения работ (Приложение N 3 контракта).
Согласно п. 4.1 контракта результатом работ является проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства обязательной в силу ГК РФ (1 этап) и полный комплект рабочей документации (2 этап) (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, ч. 3 ст. 110.2 Закона N44-ФЗ).
По контракту начальный срок выполнения работ - 18.04.2022, конечный срок выполнения работ - 28.11.2022. Начало работ по 1 этапу - 18.04.2022. Окончание работ по 1 этапу - 07.10.2022 (Приложение N3 контракта).
Срок выдачи Подрядчиком выполненной проектной документации (стадия "Проектная документация") для направления заказчиком на государственную экспертизу - 20.06.2022.
28.04.2022 Подрядчик получил исходные данные по контракту, направленные заказчиком Подрядчику письмом от 21.04.2022 N 05-01/06/858.
02.06.2022 Подрядчик сообщил заказчику о получении данных в полном объеме (письмо от 31.05.2022 N19), а письмами от 01.06.2022 N 22 и от 02.06.2022 N 23 Подрядчик сообщил заказчику о том, что приступил к выполнению работ по контракту.
В связи с тем, что обязательства по контракту Подрядчиком в установленный контрактом срок по 1 этапу (1 этап: Выдача 1 экземпляра проектной документации (стадия "Проектная документация") для направления "Муниципальным заказчиком" на государственную экспертизу в качестве и объеме позволяющем "Муниципальному заказчику" получить положительное заключение государственной экспертизы - 20.06.2022) не исполнены, в адрес Подрядчика заказчиком направлено письмо N 05-01/6/1177 от 20.06.2022 о неисполнении условий контракта по предоставлению проектной документации для направления на государственную экспертизу.
24.06.2022 исх. N 04-14/1204 в адрес Подрядчика направлена претензия о неисполнении обязательств по контракту и взыскание штрафных санкций.
Также письмами от 08.07.2022 N 05-01/6/1337, от 11.07.2022 N 05-01/6/1345 заказчик потребовал у Подрядчика предоставления информации: о сроках выдачи проектной документации для загрузки на государственную экспертизу; по составу проектной документации; по каждому разделу проектной документации, его готовности в процентном отношении на дату запроса, установив срок предоставления запрашиваемой информации - 7 (семь) рабочих дней с момента получения требования.
Письмом от 18.07.2022 N137-22 ООО "ГИПРОН" уведомил заказчика о степени готовности разработки проектной документации по объекту от 10% - до 30%.
В соответствии с п. 2.4.6.1 контракта Подрядчик обязан предоставить заказчику для согласования лист согласования применяемых материалов в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения контракта. Выполнить проектные решения в соответствии с согласованным "Муниципальным заказчиком" листом согласования.
Заказчик в соответствии с п. 2.2.7 контракта обязан согласовать предоставленный Подрядчиком в соответствии с п. 2.4.6.1 настоящего контракта лист согласования применяемых материалов в течение 7 (семи) рабочих дней с момента его получения или предоставить Подрядчику в указанный срок замечания с указанием срока их устранения.
Также, в соответствии с п. 28 Технического задания (Приложения N 2 к контракту) Подрядчик обязан предоставить на согласование с эксплуатирующей организацией МУП "Водоканал": принципиальную технологическую схему очистки сточных вод, комплектность применяемого оборудования (с указанием технических характеристик оборудования и показателями качества очистки сточных вод по отдельным загрязнителям, гарантируемых заводом изготовителем); санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия от завода изготовителя с гарантией поставки, монтажа и сервисного обслуживания на применяемое оборудование. Проектные решения инженерных сетей (стадии "Проектная документация", "Рабочая документация") согласовать с сетедержателями.
Письмами от 17.07.2022 исх. 05-01/6/1384 и от 28.07.2022 исх. N 05-01/6/1498 заказчик отказал Подрядчику в согласовании предоставленных коммерческих предложений на оборудование, предложив устранить замечания и повторно направить проектные материалы на согласование заказчику.
При этом, письмом от 25.07.2022 заказчик очередной раз потребовал у Подрядчика предоставления информации о сроках выдачи проектной документации для загрузки на государственную экспертизу, установив срок предоставления информации - в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения настоящего письма.
В адрес Подрядчика также направлены письма от 04.08.2022 исх. N 05-01/6/1557, от 11.08.2022 исх. N 05-01/6/1618, от 22.08.2022 исх. N 05-01/1665 о предоставлении пакета документов в полном объеме по 1 этапу в соответствии с Графиком выполнения работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Очистные сооружения КУ-200, здание производственно-вспомогательное очистных сооружений КУ-200 и хлораторная. Реконструкция", а также письмо от 14.09.2022 N 05-01/6/1828 (со ссылкой на письмо МУП "Горводоканал" от 13.09.2022 N 2020) с отказом в согласовании представленной технологической схемы комплекса очистных сооружений и представленному оборудованию очистных сооружений, с указанием недостатков: отсутствует информация о технических характеристиках оборудования; в виду отсутствия проектной документации по объекту невозможно рассмотреть основные характеристики оборудования; технологическая схема не имеет спецификаций, экспликаций и условных обозначений, в котором заказчик предлагал доработать представленную документацию по замечаниям МУП "Горводоканал" и направить повторно на согласование
В связи с тем, что условия контракта по предоставлению проектной документации для направления на государственную экспертизу по 1 этапу Подрядчиком не выполнены, Подрядчик нарушил срок выполнения отдельного этапа работ по контракту (срок 1 этапа работ), что является существенным нарушением условий контракта, поскольку приводит к невозможности выполнения в установленный срок мероприятий по вводу объекта в эксплуатацию, что в свою очередь препятствует достижению конечного результата реализации муниципальной программы г. Комсомольска-на-Амуре "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения города Комсомольска-на-Амуре", утвержденной постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.10.2022 N 2297-па: вводу в эксплуатацию очистных сооружений в мкр. Западный г. Комсомольска-на-Амуре, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 25.10.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено Поставщику 25.10.2022.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком нарушения условий контракта не устранены, работы, предусмотренные Гконтрактом, не выполнены, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 07.11.2022 вступило в силу, контракт расторгнут с 07.11.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/730, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела Подрядчиком не устранены нарушения условий контракта, работы, предусмотренные контрактом, не выполнены.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 25.10.2022. Контракт расторгнут с 07.11.2022.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно письменным пояснениям ООО "Гипрон" и приложенным к пояснениям письмам (исх. от Подрядчика: от 01.06.2022 N 22, от 02.062022 NN 23, 24, от 30.06.2022 N 25, от 19.07.2022 N 145-22, 02.08.022 N 152-22, 18.08.2022 N 168-22, 02.09.2022 N 189-22, от 30.09.2022 N 215-22, от 11.10.2022 N 239-22; вх. от заказчика и МУП "Горводоканал": от 07.06.2022 N 05-01/6-1099, от 08.06.2022 N 05-01/6-1108, от 09.06.2022 N 1277, от 26.07.2022 N 1659, от 28.07.2022 N 05-01/6-1498, от 04.08.2022 N 05-01/6-1557, от 22.08.2022 N 05-01/6-1665, от 26.08.2022 N 05-01/6-1712, от 13.09.2022 N 2020, от 14.09.2022 N 05-01/6-1828), как заказчик, так и МУП "Горводоканал" либо отказывали в предоставлении необходимой в ходе исполнения контракта технической информации, либо не согласовывали предлагаемые Подрядчиком оборудование и технические решения под надуманным предлогом.
Вместе с тем, Общество не представило пояснений и надлежащих доказательств того, в чем заключается надуманность несогласования предлагаемых Подрядчиком оборудования и технического решения. При этом заказчиком неоднократно направлялись замечания по предлагаемому Подрядчиком оборудованию и техническому решению.
Также Общество не представило и надлежащих доказательств невозможности исполнения своих обязательств по контракту, в частности по 1 этапу в соответствии с Графиком выполнения работ.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "Гипрон" самостоятельно просчитывает свои риски.
ООО "Гипрон" допущено существенное нарушение условий контракта, что привело к невозможности достижения цели закупки.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" об ООО "Гипрон" (ИНН 7726390603) и учредителе (генеральном директоре) Общества Камышанской Екатерине Анатольевне (ИНН 710516458858) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" об ООО "Гипрон" (ИНН 7726390603) и учредителе (генеральном директоре) Общества Камышанской Екатерине Анатольевне (ИНН 710516458858), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 ноября 2022 г. N РНП-562
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022