Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеооконференц-связи представителей Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 57 федерального медико-биологического агентства (далее - Заказчик): *** (по доверенности), *** (по доверенности),
представители ИП Блиновой Н.А. (далее - Заявитель), на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Заявителя и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 15.11.2022 поступила жалоба Заявителя на действия/бездействие Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре в помещениях здания главного корпуса (извещение от 07.11.2022 N 0336100004222000144 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
Согласно доводам Заявителя:
1) документация Заказчика содержит указания на товарные знаки без указания "или эквивалент";
2) проект контракта неправомерно содержит условие о том что, Подрядчик должен выставить счет-фактуру Заказчику, является необоснованным, так как организации и индивидуальные предприниматели которые не являются налогоплательщиками НДС, согласно части 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не предоставляют счет-фактуру.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 07.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 776 605,84 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 15.11.2022;
4) дата проведения Аукциона - 15.11.2022, по окончании срока подачи заявок подано два ценовых предложения;
5) дата подведения итогов Аукциона - 16.11.2022, все заявки признаны соответствующими требованиям Аукциона, определен победитель.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Учитывая изложенное, в случае если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование страны происхождения товара, то Заказчик в описании объекта закупки с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе должен установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
Согласно пункту 2.2 проекта контракта Подрядчик обязуется выполнить Работы собственными силами и средствами, а также силами и средствами подрядчиков и субподрядчиков в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1) и проектно-сметной документацией (Приложение N 2) в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
В Локальном сметном расчёте (смете) N 02-01-01 содержится указание на товарные знаки - Контроллер двухпроводной линии связи, марка "С2000-КДЛ", Выключатели автоматические: "IEK" ВА47-29 1Р 16А, характеристика С, Сервер "Орион Про" Сервер системы "ОрионПро" с ключом защиты, при этом нет указания на возможность поставки эквивалентного товара.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Сметная документация приведена в соответствие с требованиями сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. При этом локальные сметные расчеты откорректированы в части применения единичных расценок, в соответствии с технологическими схемами производства работ, уточнения объемов работ, устранения арифметических ошибок, с учетом исключения необоснованных видов затрат. Расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ, акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения. Кроме того, из документации об электронном аукционе, в том числе технического задания не следует, что участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан использовать оборудование необходимое для осуществления работ исключительно в соответствии с локальными сметами.
Вместе с тем Комиссией установлено, что положениями Извещения не предусмотрена возможность использования эквивалентного товара при выполнении работ по государственному контракту.
Таким образом, действия Заказчика, установивших в описании объекта закупки товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом участники закупки, при направлении заявки, выразили согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных Аукционом. При этом Заявитель не имеет действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видами работ указанными в Перечне работ по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений.
Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт обязательно включается условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 169 части НК РФ при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта Извещения установлено, что цена контракта (цена работ) составляет: _______ рублей __ копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке ___ (__) процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 4.2 проекта государственного контракта Извещения:
"Платежи за выполненные Работы будут производится Заказчиком в следующем порядке:
Выплата аванса по Контракту не предусматривается.
Оплата производится по факту выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ в течение 7 (семи) дней со дня предоставления Подрядчиком Заказчику следующих документов:
акт о приемке выполненных работ (КС-2) в 3-х (трех) экземплярах, согласованный с организацией, осуществляющей строительный контроль, подписанный Сторонами (если акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 не согласован организацией, осуществляющей строительный контроль, работы считаются не принятыми и оплате не подлежат);
справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) в 3-х (трех) экземплярах или иные акты о приемке выполненных работ, составленные по согласованной Сторонами форме;
счет на фактически выполненный объем работ;
счет-фактура на фактически выполненный объем работ в соответствии со ст. 169 НК РФ;
исполнительная документация, состав и порядок ведения которой определен РД-11-02-2006 (в 2-х экземплярах), на выполненный в соответствии с представленными формами КС-2, КС-3 объем работ;
итоговой акт о приемке выполненных работ".
На заседании Комиссии установлено, что требование Заказчика о предоставлении подрядчиком счета и счет-фактуры, является неправомерным, так как согласно части 3 статьи 169 НК РФ на организации и индивидуальных предпринимателей, которые не являются налогоплательщиками НДС, не возложена обязанность по предоставлению, в ходе осуществления хозяйственных операций, счета-фактуры.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о предоставлении исполнителем государственного контракта счета-фактуры, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлены следующие требования:
"Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Ограничения
Не установлены".
Заказчиком к Извещению приложен отдельный файл "Извещение об осуществлении закупки", содержащий следующую информацию:
"Требования к участникам и перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ: Наличие копии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видами работ указанными в Перечне работ по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений. Предоставляемый документ - копия вышеуказанной лицензии - или выписка из соответствующего реестра лицензий, выданная в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; - или акт лицензирующего органа о принятом решении о предоставлении соответствующей лицензии. (если участник закупки не планирует привлечение субподрядной организации для выполнения работ, связанных с наличием такой лицензии).В случае привлечения для оказания услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, сторонней организации участник закупки при заключении контракта предоставляет информацию о наименовании привлекаемой организации, имеющей указанную лицензию (копия такой лицензии предоставляются заказчику при заключении контракта)".
Таким образом, извещение, формируемое Заказчиком с использованием единой информационной системы об осуществлении закупки, не содержит информацию о требованиях к наличию копии действующей лицензии, что нарушает пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
При этом, участниками закупки приложены действующие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видами работ указанными в Перечне работ по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, таким образом, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела 05-6/1-205-2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 21 ноября 2022 г. N 05-6/1-205-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022