Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи жалобу ООО "ИСП-Групп" на действие аукционной комиссии при подведении итогов электронного аукциона на строительство здания школы с дошкольным отделением на 250 мест (150 обучающихся,100 детей дошкольного возраста)в пос.Смуравьево -2, Гдовского района, Псковской области (номер извещения: 0157300003522000011) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02.11.2022 Заказчиком объявлен электронный аукцион на строительство здания школы с дошкольным отделением на 250 мест (150 обучающихся,100 детей дошкольного возраста)в пос.Смуравьево -2, Гдовского района, Псковской области (номер извещения: 0157300003522000011).
Извещение N0157300003522000011 о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 02.11.2022 19:22.
Начальная (максимальная) цена контракта - 383 870 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (с учетом внесенных изменений) -11.11.2022 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
16.11.2022 года (вх.N811-ЭП/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 22.11.2022 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 811-ЭП/22 от 16.11.2022 г.):
Аукционная комиссия незаконно признала заявку Заявителя не соответствующей. В составе заявке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ предоставлен договор генерального строительного подряда N0004-2019 от 10.01.2019 года, который подтверждает наличие опыта выполнения работ по реконструкции (уплотнение фундамента, уплотнение несущих стен).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения N06-06/2734 от 18.11.2022 года, в материалах дела):
По договору генерального строительного подряда N 0004-2019 (далее - Договор) в соответствии с п 1.1 Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства не затрагивающие конструктивные характеристики здания по адресу: г. Москва, Пятницкий пер., дом 4, стр.1 (далее - Объект), общей площадью 1456 кв.м.
При анализе видов работ, предусмотренных Договором согласно Приложению N1, а также Дополнительного соглашения N1 к Договору установлено, что перечень выполненных работ не затрагивает конструктивные характеристики здания, изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема) в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства и не относится к определению реконструкции объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - реконструкция объектов капитального строительства это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов).
В рамках данного договора выполнены: замена инженерных сетей и оборудования, отделочные работы, установка инвентарных перегородок в санузлах и устройство гидроизоляции методом инъектирования, что относиться к виду работ капитального ремонта в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Пунктом 3 Постановления N2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13 и 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей.
В соответствии с позицией 7 Постановления N2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
При этом цена выполненных работ должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с извещением о проведении аукциона Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень подтверждающих документов в соответствии с позицией 7 Постановления N2571, а именно: "в соответствии с п. 7 Раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571 - наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: - опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе направлен договор генерального строительного подряда N 0004-2019 от 10.01.2019 года, заключенный с АО "Мосрыбхоз".
В соответствии с п 1.1 данного контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства не затрагивающие конструктивные характеристики здания по адресу: г. Москва, Пятницкий пер., дом 4, стр.1, общей площадью 1456 кв.м..
Согласно акта передачи объекта в работу от 10.01.2019 года наименованием работ является - демонтажные работы внутренних не несущих перегородок, работы по перепланировке и ремонту нежилых помещений внутренним инженерным сетям водопровода, канализации и теплоснабжения.
В акте приемки законченного строительства объекта от 20.01.2020 года в наименовании объекта и вида строительства указано - модернизация нежилого помещения.
При этом, модернизация здания - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функционально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что работы по реконструкции и работы по капитальному ремонту отличаются друг от друга характером проводимых работ, при этом из указанного текста договора напрямую не следует, какие конкретно изменения были произведены с объектом в результате выполненных работ, что исключает возможность идентифицировать, к какому из вышеуказанных положений ГрК РФ фактически относятся выполненные по договору работы.
При этом состав работ, содержащийся договоре, указывает на относимость произведенных работ к работам по капитальному ремонту.
Также на заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что к договору не приложено разрешение на строительство, являющееся в соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ обязательным к выдаче при производстве работ по реконструкции объекта капитального строительства, что также не позволяет сделать вывод о соответствии выполненных работ работам, требуемым в соответствии с извещением о проведении аукциона в качестве подтверждения опыта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что разрешение на строительство в данном конкретном случае не выдавалось, поскольку указанный случай подпадает под исключения, предусмотренные п.4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а именно: "изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом".
В ходе заседания Комиссии установлено, что случай не выдачи разрешения на строительство (и как следствие случай не получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) предусмотренный пп. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ по своей сути не может быть применим при реконструкции, поскольку суть реконструкции заключается в изменениях объектов капитального строительства и (или) их частей, при которых такие изменения не затрагивают конструктивные.
На основании вышеизложенного, с учетом пояснения представителей Заявителя и Заказчика, а также с учетом отсутствия как в составе заявки Заявителя, так и в составе жалобы документов подтверждающих соответствие представленного договора установленным требованиям (в том числе с учетом отсутствия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) и наличия противоречий в предмете договора и в акте приемки законченного строительства объекта от 20.01.2020, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заявителем в подтверждение опыта не были представлены документы, отвечающие требованиям извещения о проведении аукциона, ввиду чего, у Комиссии отсутствуют правовые основания для признания аукционной комиссии Заказчика нарушившей требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ИСП-Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 ноября 2022 г. N 060/06/48-460/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022