Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Потемкиной Т. В., членов Инспекции: начальника отдела контроля органов власти и рекламы Савичевой К. А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И.С.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее также - ООО "Лидер", общество) - обеспечило участие в проведении проверки генерального директора Асояна З. Т., представителя по доверенности Керимова Ш. Н.,
заказчик - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (далее также - ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки представителей по доверенности Балакиревой Е. В., Булыщенко И. Г. (после перерыва),
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ" в отношении ООО "Лидер", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", порядка расторжения контракта N 166-22/ОА от 01.08.2022 на комплексный капитальный ремонт поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д. 7 (извещение N 0171200001922002343), заключенного с ООО "Лидер", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "Лидер" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 15.11.2022 N 196/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Лидер", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 166-22/ОА от 01.08.2022 на комплексный капитальный ремонт поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д. 7 (извещение N 0171200001922002343).
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru), 11.07.2022 размещено извещение N 0171200001922002343 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на комплексный капитальный ремонт поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д. 7.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 574 645,90 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2022 NИЭА1 контракт по итогам рассматриваемой закупки заключается с участником, подавшим единственную заявку на участие в закупке, - ООО "Лидер".
01.08.2022 г. между заказчиком, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", и подрядчиком, ООО "Лидер", заключен контракт N 166-22/ОА на комплексный капитальный ремонт поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д. 7 (далее также - контракт N 166-22/ОА от 01.08.2022, контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по комплексному капитальному ремонту поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д.7 (далее - работы, объект) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Техническому заданию). Виды и объемы работ указаны в проектной документации (Приложение N 1 к Техническому заданию) (пункт 1.3 контракта).
Пунктом 2.1 контракта определены сроки выполнения работ: с 02.08.2022 по 30.11.2022 (включительно) поэтапно в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Техническому заданию).
Инспекцией установлено, что работы по контракту были выполнены подрядчиком частично. Согласно акту о приемке выполненных работ N 1 от 10.11.2022, размещенному в единой информационной системе, подрядчиком фактически выполнены конструктивные решения (элементы), комплексы (виды) работ, обеспечена поставка, разгрузка, складирование и хранение материалов, изделий, конструкций и оборудования (далее - оборудование), а заказчиком приняты указанные решения (элементы), работы, услуги, оборудование. Стоимость исполненных подрядчиком обязательств по контракту составила 5 355 331,53 руб. при цене контракта 16 574 645,90 руб.
В связи с нарушением подрядчиком промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных графиком производства работ, заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии гражданским законодательством.
Согласно пункту 11.5 контракта Стороны вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
31.10.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 31.10.2022 N 2376).
31.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 31.10.2022.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 11.11.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу в данной части с 1 июля 2022 года) заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
14.11.2022 заказчиком в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы направлено обращение о включении сведений об ООО "Лидер" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания Инспекции Ярославского УФАС России представители ООО "Лидер" пояснили, что общество имело намерение исполнить контракт N 166-22/ОА от 01.08.2022 на комплексный капитальный ремонт поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д. 7, надлежащим образом и в предусмотренные контрактом сроки; нарушение подрядчиком промежуточных сроков выполнения работ по контракту (графика производства работ) обусловлено объективными и не зависящими от подрядчика обстоятельствами.
Так, в ходе демонтажа фасада 3 этажа здания подрядчиком было выявлено, что 3 этаж здания построен по технологии "Lindab" с использованием легких тонкостенных стальных конструкций. При этом согласно сметной документации облицовку фасада здания необходимо было выполнить из гранита керамического толщиной 10 мм, вес которого составляет более 20 кг на 1 м2. Выполнение данного вида работ в соответствии с требованиями сметной документации является нецелесообразным, поскольку может привести либо к обрушению несущих конструкций 3-его этажа здания, либо к отслоению облицовки от несущей конструкции. Указанные доводы общества подтверждены представленным в материалы дела письмом строительного эксперта, составленным по запросу ООО "Лидер". Заказчик на заседании Инспекции доводы подрядчика не опроверг, пояснил, что сведениями о том, из каких материалов выполнена надстройка 3 этажа здания, на момент составления сметы не располагал, предполагалось, что данная часть здания выполнена из более тяжелых материалов. При объявлении новой закупки по этому же предмету заказчиком в сметной документации будут учтены указанные выше выявившиеся обстоятельства.
Кроме того, как пояснили представители ООО "Лидер", выполнению обществом работ по контракту в предусмотренные графиком производства работ сроки препятствовали и другие обстоятельства (срыв контрагентом общества сроков поставки кровельных и иных материалов, требуемых для выполнения работ; несоответствие площади наружных инвентарных лесов, указанной в локальном сметном расчете, фактическим размерам таких лесов, необходимых для выполнения работ по кладке облицовки).
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия подрядчика свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Инспекция приходит к выводу, что в рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела (выявившиеся в ходе исполнения контракта риски недостижения экономически значимого для заказчика результата при условии выполнения работ в соответствии с требованиями сметной документации) и представленные сторонами доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения информации об ООО "Лидер" в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", порядка расторжения контракта N 166-22/ОА от 01.08.2022 на комплексный капитальный ремонт поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д. 7 (извещение N 0171200001922002343), заключенного с ООО "Лидер", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "Лидер" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Угличская центральная районная больница" (ИНН 7612016433, ОГРН 1027601310758) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ИНН 7617009542, ОГРН 1157611000250), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", порядка расторжения контракта N 166-22/ОА от 01.08.2022 на комплексный капитальный ремонт поликлиники N1 (1 этап) по адресу: ЯО, г. Углич, ул. Северная, д. 7 (извещение N 0171200001922002343), заключенного с ООО "Лидер", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта в действиях заказчика нарушений не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "Лидер" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков в действиях заказчика нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Т. В. Потемкина
Члены Инспекции: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 ноября 2022 г. N 05-03/266П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022