Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Луна"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Луна" на действия уполномоченного учреждения КГКУ "Примзакупки" при проведении аукциона в электронной форме на закупку систем рентгеновских скрининговых для органов грудной клетки (извещение N 0820500000822006227) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, уполномоченное учреждение допустило нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как извещение об осуществлении закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- предмет закупки указанный в ЕИС не соответствует предмету закупки указанному в техническом задании,
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, т. к. установлены дополнительные требования к товару не предусмотренные КТРУ;
- требования к товару влекут ограничение количества участников закупки, т.к. установленным показателям товара соответствует товар одного производителя;
- установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Уполномоченное учреждение, заказчики не согласны с доводами жалобы, представили письменные пояснения.
Огласив жалобу, заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 23 Закона 44-ФЗ установлено, что наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных данным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 6 статьи 23 Закона 44-ФЗ правила использования КТРУ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу и. 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании извещения Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами обязан установил код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
В техническом задании Заказчиком описана система, соответствующая КТРУ: 26.60.11.113-00000123 Система рентгеновская (флюорографическая) для скрининга органов грудной клетки; ОКПД2: 26.60.11.113 Аппараты рентгенографические. Дата включения позиции в каталог 05.10.2020 г. Дата начала обязательного применения позиции каталога 01.11.2022.
В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ в извещении Заказчик должен указать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Система рентгеновская (флюорографическая) для скрининга органов грудной клетки; ОКПД2: 26.60.11.113 попадает под ограничения допуска импортной продукции в рамках Постановления Правительства РФ N 878.
В данной закупке Заказчиком были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, однако указанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878.
Вместе с тем, заказчик указал в описании объекта закупки как установленные в позиции КТРУ характеристики товара, так и не предусмотренные позицией КТРУ характеристики товара.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 878 подтверждением производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре.
Пунктом 3 (1) Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным данным Постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, номера реестровых записей из реестра.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре российской радиоэлектронной продукции и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Таким образом, при наличии соответствующей позиции КТРУ в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 878, при описании объекта закупки заказчик не вправе устанавливать в описании объекта закупки дополнительные характеристики товара, обязан указывать только характеристики, предусмотренные позицией КТРУ.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Таким образом, учитывая, что объект закупки включен в позиции КТРУ, а также учитывая, что при осуществлении данной закупки было установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 878, при описании объекта закупки необходимо было включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы подтверждаются письмом ФАС России N 2021-171940 о рассмотрении обращения ООО "Торговый дом "Гермес" по жалобе на действия Вологодского УФАС России по делу N 035/06/33-650/2021 от 06.12.2021.
Доводы заявителя в части установления требований к товару влекущих ограничение количества участников закупки не подтвердились.
Статьей 25 Закона N ФЗ-44 установлено, что при осуществлении закупки одних и тех же товаров допускается проведение совместного аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного аукциона. Минфин России отмечал, что осуществление заказчиком закупок одних и тех же товаров предполагает их идентичность, а именно наличие одинаковых характерных для них основных признаков - функциональных, технических, качественных, а также эксплуатационных характеристик (Письмо Минфина России от 03.03.2020 N 24-01-06/15578).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N ФЗ-44, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Данная закупка является совместной, проводимой в соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона N 44-ФЗ, сумма начальных (максимальных) цен контрактов составляет более 20 млн. (26 млн.) рублей. В связи с чем дополнительные требования согласно п. 4 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 установлены в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Тем самым заказчик установив дополнительные требования к участникам закупки не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
В отношении указания предмета закупки Комиссия Приморского УФАС России отмечает следующее.
Согласно требованиям п.а) ч.2 ст.51 Закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки в проект контракта включается при заключении контракта по результатам электронной процедуры.
По закупке применяется типовой контракт N 1573000000116002 - Приложение к приказу N1 Министерства здравоохранения РФ , который согласно ч.12 ст.8 Федерального закона N 360-ФЗ от 02.07.2021 приведен в соответствие с действующей редакцией Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п.1.1. типового контракта (который не противоречит Федеральному закону N 44-ФЗ в действующей редакции) в данном пункте указывается код ОКПД. В п.1.1 проектов контракта указано: "(код ОКПД2 26.60.11.113 - Аппараты рентгенографические)".
Таким образом "Аппараты рентгенографические" это название кода ОКПД, что соответствует требованиям типового контракта, а название оборудования согласно сноски 15 типового контракта и сноски 2 проектов контракта заполняется при заключении контракта, что соответствует требованиям ч.2 ст.51 Федерального закона N 44-ФЗ. В обосновании НМЦК указан "Аппарат рентгеновский для флюорографии легких" в соответствии с п.117 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2020 г. N 1379н. В связи с назначением финансирования по закупке иное наименование указать не возможно.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Луна" на действия уполномоченного учреждения КГКУ "Примзакупки" при проведении аукциона в электронной форме на закупку систем рентгеновских скрининговых для органов грудной клетки (извещение N 0820500000822006227) обоснованной в части нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 17 ноября 2022 г. N 025/06/49-1120/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022