Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.11.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
при участии представителей Администрации Баклашинского сельского поселения (далее - заказчик) -"_";, представителей ООО "Елецгеоизыскания" (далее - заявитель, ООО "Елецгеоизыскания") - "_";,
рассмотрев жалобу на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Рябиновая, ул. Луговая с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области", извещение N 0134300003122000004, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 9 ноября 2022 года поступила жалоба заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Рябиновая, ул. Луговая с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области", извещение N 0134300003122000004.
Исходя из доводов жалобы следует, что заказчиком установлены критерии к оценке заявок не в соответствии со статьей 32 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены письменные пояснения, исходя из которых следует, что заказчик считает довод жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 26 октября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0134300003122000004 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Рябиновая, ул. Луговая с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 960 737 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, пояснения заказчика приходит к следующим выводам.
Статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена, на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок операторами электронных площадок. Операторами специализированных электронных площадок любых действий. которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Аналогичное требование установлено в пункте 16 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604).
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Постановления Правительства N 2604, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки (пункт 17 Постановления Правительства N 2604).
Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 года N 2604 установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Во исполнение вышеуказанных норм, заказчиком в ЕИС размещен порядок рассмотрения и оценки заявок на участнике в закупке (приложение N 4 к извещению) (далее - Порядок).
В таблице раздела II под порядковым номером 2 Порядка установлен критерий оценки: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", который предусматривает детализирующий показатель оценки - "Качество работ" состоящий из следующих характеристик:
"Предложение в отношении объекта закупки по критерию "Качество работ" предоставляется участником закупки в виде описания выполнения работ в соответствии с требованиями Задания на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту закупки (Приложение N 1 к проекту муниципального контракта).
Предложение о качестве проектных и изыскательских работ может быть подготовлено участником открытого конкурса в электронной форме в виде приложения к заявке, включая, но не ограничиваясь:
Описание технологического процесса проведения изыскательских работ:
- виды выполняемых инженерных изысканий, последовательность выполнения работ;
- организация проведения изыскательских работ и лабораторных испытаний;
- количество, расположение и глубина буровых скважин и точек отбора кернов при инженерно-геологических изысканиях применительно к объекту проектирования со ссылкой на нормативные документы.
1. Описание технологического процесса и последовательности проведения проектных работ:
- предпроектное обследование объекта проектирования с предоставлением результатов Заказчику работ.
- варианты и описание основных проектных решений с технико-экономическим обоснованием, обеспечивающих надежность объекта (текстовая и графическая части), применительно к объекту проектирования.
- применение эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования при разработке проектных решений для данного объекта с описанием преимущественных характеристик с технико-экономическим обоснованием.
- организация дорожного движения в период выполнения работ применительно к объекту проектирования.
- прохождение государственной экспертизы с получением положительного заключения.
- план-график выполнения работ
Описание предлагаемой технологии выполнения работ, описание всех выполняемых работ, указанных в Техническом задании, и иных разделах конкурсной документации, включающее описание последовательности и порядка выполнения работ, методы и способы выполнения работ должны соответствовать, а также учитывать требования к выполнению работ, указанные в Техническом задании, проекте муниципального контракта и иных разделах конкурсной документации. Выполняемые работы должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, установленным к таким работам, а также условиям открытого конкурса в электронной форме. Представляемое участником закупки описание должно содержать формулировки следующего характера: "Мы обязуемся выполнять работы в соответствии с_", "Выполняемые нами работы будут соответствовать_" и/или иные, позволяющие сделать вывод о том, что работы будут выполняться надлежащего качества и соответствовать установленным требованиям. Не допускается использование следующих оборотов при описании качества выполняемых работ: "Работы должны быть выполнены_" и/или иных абстрактных форм, из существа которых невозможно сделать вывод о том, что работы будут выполнены качественно и соответствовать установленным требованиям.
Под замечаниями и противоречиями понимаются те несоответствия, которые были выявлены в ходе рассмотрения заявки: нарушение последовательности и порядка выполнения работ, несоответствие предлагаемых видов, объемов работ условиям технического задания, проекта муниципального контракта, условиям финансирования, замечания по полноте описания выполнения работ (недостаточная детализация и конкретизация предложения участника и др.), наличие в описании оборотов при описании качества выполняемых работ и/или иных абстрактных форм, из существа которых невозможно сделать вывод о том, что работы будут выполнены качественно и соответствовать установленным требованиям, наличие отсылочных норм на недействующие нормативно - технические документы и др."
Комиссия Иркутского УФАС России системно проанализировав положения извещения данного открытого конкурса в электронной форме установила, что в указанный выше детализирующий показатель оценки включена необходимость преставления описания технологического процесса проведения изыскательских работ, описания предлагаемой технологии выполнения работ и их последовательности, что как и само положение о применении детализирующего показателя оценки не отражает качественные, функциональные и экологические свойства и характеристики объекта настоящей закупки (проектно-сметная документация), подлежащие оценке и перечисленные в пункте 16 Постановления Правительства N 2604.
По существу, детализирующий показатель оценки связан с процессом выполнения работ по контракту участником закупки, с которым будет заключен контракт, что не соответствует пункту 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ, пункту 16 Постановления Правительства N 2604.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Елецгеоизыскания" обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ, пункт 16 Постановления Правительства N 2604;
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в извещение об осуществлении открытого конкурса в электронной форме и продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
4. Копии решения, предписания направить сторонам по жалобе;
5. Оператору электронной площадке обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России, для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022