Резолютивная часть решения объявлена 17.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.11.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - Заказчик) - ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителей Заказчика, в отсутствие Д. (далее - Д.);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Д. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 ноября 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Д. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что Д. допущены существенные нарушения условий по государственному контракту N Ф.2022.1390 от 29 апреля 2022 года на приобретение жилого помещения в г. Бодайбо Иркутской области, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации в отношении Д. в Реестр.
Д. не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС Росси.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 01 апреля 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение N 0134200000122001390 о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в г. Бодайбо Иркутской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 623 002,21 руб..
Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 14.04.2022 NЦПА1 от Д. поступило минимальное ценовое предложение в размере 3 586 772,17 руб., что составило снижение начальной (максимальной) цены контракта на 1%.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2022 NИЭА1 победителем данной закупки признана Д.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 29 апреля 2022 года между Заказчиком и Д. заключен государственный контракт N Ф.2022.1390 на приобретение жилого помещения в г. Бодайбо Иркутской области (далее - Контракт).
04 мая 2022 года сторонами заключено дополнительное соглашение к Контракту в части изменения даты и номера записи регистрации в государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта поставщик передает, а заказчик приобретает в собственность Иркутской области следующее жилое помещение:
1) Квартира, назначение: жилое, общая площадь 44,2 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Бодайбо, ул. 30 лет Победы, д 21, кв. 42, кадастровый номер: 38:22:000070:433;(далее - жилое помещение).
Пунктами 2.1.4, 2.1.8 Контракта установлено, что поставщик обязан в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения государственного контракта передать заказчику жилое помещение в соответствии со статьей 4 настоящего Контракта. Жилое помещение передается с исправными системами энергоснабжения, с наличием исправных электрических приборов, со строительными элементами, конструкциями, техническими системами без каких-либо недостатков (дефектов), а также передать в собственность жилое помещение в сроки, установленные настоящим Контрактом, и в состоянии, соответствующем действующим нормативным документам, государственным стандартам и основным характеристикам (приложение 1 к настоящему контракту).
В течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения государственного контракта Поставщик обязан передать Заказчику жилое помещение, указанное в п. 1.1. Контракта (пункт 4.1 Контракта).
Из представленных документов следует, что Д. в установленные Контрактом сроки осуществлена поставка товара.
24 мая 2022 года Заказчиком в адрес ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" направлено письмо с просьбой в срок до 30 мая 2022 года обследовать поставленное жилое помещение в соответствии с возложенными полномочиями.
Так, 26 мая 2022 года ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" проведен осмотр жилого помещения, планируемого к закупке по программе обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которого установлены следующие нарушения: в нарушение Технического задания в малой жилой комнате ДСП, в коридоре установлены ПВХ панели, в жилых комнатах и на кухне пенопластовая плита, в коридоре и санузле установлены ПВХ панели, ванна не заземлена.
Кроме того, 31 мая 2022 года Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на основании служебной записки министра имущественных отношений Иркутской области СЛ-51-2101/22 от 24 мая 2022 года проведен осмотр закупаемого жилого помещения и составлен акт осмотра, согласно которому выявлены несоответствия условиям Контракта.
На основании вышеназванного Заказчиком 02 июня 2022 года в адрес Д. направлены претензии по недостаткам в соответствии с Контрактом (исх.NN 02-51-6932/22, 02-51-6936/22), согласно которым Д. предложено устранить выявленные недостатки в срок до 07 июня 2022 года.
Д. в ответ на вышеназванное письмо в адрес Заказчика направлено письмо с просьбой продлить срок устранения недостатков по Контракту до 20 июня 2022 года.
Кроме того, письмом от 17 июня 2022 года Д. просит рассмотреть возможность Заказчика приобрести жилое помещение без устранения замечаний, отраженных в претензиях, так как замечания не являются существенными и не могут повлиять на качественное и безопасное эксплуатирование жилого помещения по его прямому назначению.
27 июня 2022 года Д. в адрес Заказчика направлено письмо с просьбой согласовать дату и время приемки квартиры.
08 июля 2022 года Заказчиком в адрес ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" направлено письмо с просьбой осуществить обследование поставляемой квартиры на соответствие основных характеристик жилого помещения условиям Контракта.
13 июля 2022 года комиссией Заказчика осуществлен осмотр видеоматериалов осмотра жилого помещения, планируемого к закупке по программе обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которого составлен Акт, содержащий информацию о не устранении замечаний, указанных в Акте от 26 мая 2022 года и необходимости устранить данные замечания.
25 июля 2022 года ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" в адрес Заказчика направлено письмо, из содержания которого следует, что Д. сообщила об устранении замечаний в связи с чем ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" было осуществлено обследование данного помещения посредством удаленного способа связи и установлено, что замечания не устранены.
В связи с не устранением Д. выявленных недостатков, Заказчиком 31 августа 2022 года на основании статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
02 сентября 2022 года Д. на вышеназванное решение о расторжении контракта направлены возражения, согласно которым поставщик устранил все недостатки просит повторно осуществить приемку квартиры, в связи с чем, 14 сентября 2022 года Заказчиком отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07 октября 2022 года ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" осуществлен повторный осмотр жилого помещения, по результатам которого установлено, что ранее выявленные замечания устранены не были.
21 октября 2022 года Приемочной комиссией Заказчика, назначенной распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 05.08.2022 г. N 51-104-мр произведен осмотр жилого помещения и составлен акт, согласно которому в ходе осмотра выявлены недостатки, которые являются существенными без возможности их устранения.
25 октября 2022 года Приемочной комиссией Заказчика составлено заключение, из содержания которого следует, что жилое помещение не соответствует условиям и требованиям Контракта и не подлежит приемке.
В связи с поставкой требуемого Контрактом товара ненадлежащего качества, Заказчиком принято решение о расторжении контракта
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего Контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях (часть 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ):
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки.
В рассматриваемом случае Д. был поставлен товар ненадлежащего качества.
На основании вышеназванного 25 октября 2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением Д. обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 25 октября 2022 года, поступило в адрес Д. 25 октября 2022 года, что считается надлежащим уведомлением Д. о расторжении с ней Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 05 ноября 2022 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности Д..
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что Д. при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта в части поставки товара ненадлежащего качества, однако Комиссия полагает, что Д. не уклонялась от исполнения обязательств по поставке товара надлежащего качества и осуществляла действия по устранению выявленных замечании, что не может свидетельствовать о недобросовестности Д.
Кроме того, Комиссия не наделена полномочиями по оценке качества поставленных товаров и их соответствия условиям Контракта.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности Д., в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому Д. исполнен 1 государственный контракт, заключенный в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности Д., как лица исполняющей обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков Д. при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность Д., объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Д. (ИНН: 380201807890), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_..> |
Члены Комиссии
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022