Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
с участием представителей Администрации Куйтунского городского поселения (далее - заказчик) - ///, Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Крепость" (далее - ООО СК "Крепость", Общество) - ///,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО СК "Крепость" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N МК.20.46 от 27.07.2020 г. на оказание услуги по осуществлению строительного контроля по реконструкции автомобильной дороги Куйтунского городского поселения. Проектируемый участок улица Молодёжная в Куйтунском городском поселении.
ООО СК "Крепость", заказчиком представлены письменные пояснения по основаниям, послужившим для принятия Обществом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что заказчиком 07.07.2020 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300058120000055 "Строительный контроль по реконструкции дороги по улице Молодежная" (идентификационный код закупки 203381401011638140100100840017112244).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 406 867 рублей 00 копеек.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 107887441 - ООО СК "Крепость".
27.07.2020 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
Цена Контракта составляет 501 497 рублей 69 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Предметом Контракта является оказание услуги по осуществлению строительного контроля по реконструкции автомобильной дороги Куйтунского городского поселения. Проектируемый участок улица Молодёжная в Куйтунском городском поселении, по заданию Заказчика, в соответствии с "Описанием объекта закупки" (Приложение N 1 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Пунктом 3.3 Контракта установлено, что "3.3. Сроки оказания Услуг Исполнителем по Контракту: с момента заключения Контракта по 30.09.2021 года, с учетом фактического выполнения работ Подрядчиком по муниципальному контракту по реконструкции автомобильной дороги Куйтунского городского поселения. Проектируемый участок улица Молодёжная в Куйтунском городском поселении".
Из материалов обращения установлено, что по состоянию на 31.12.2021 г. Обществом оказаны услуги на сумму 471 145 рублей 69 копеек, что составляет 94% об общего объема.
Согласно пояснениям Общества оно добросовестно исполняло свои обязательства по оказанию услуг строительного контроля до 13.12.2021 г., то есть до фактической приостановки работ подрядчиком - ООО "Сибинтерстрой". В последующие периоды ООО "Сибинтерстрой" приостановило работы на период Зима-Весна 2022 года и существенно сорвало не только этапы, но и общие сроки выполнения работ. ООО СК "Крепость" письмом N 13.12.21-01 от 13.12.2021 г. сообщило заказчику, что работы ООО "Сибинтерстрой" на объекте строительства не выполняются по независящим от сторон обстоятельствам, услуги строительного контроля приостановлены, специалисты строительного контроля отозваны с объекта строительства, ввиду остановки работ.
Подрядчик возобновил работы только в июне 2022 г. ООО СК "Крепость" уведомлением N 22.06.22-02-1 от 22.06.2022 года повторно сообщило, что по независящим от себя обстоятельствам продолжительное время не может оказать услуги по Контракту, таким образом, приостановило оказание услуг по Контракту, указанным обращением ООО СК "Крепость" сообщило, что не может обеспечить непрерывное присутствие на объекте строительства своего представителя. Более того, так как работы по реконструкции дороги затянулись на неопределенный срок и фактически на сегодняшний день не выполнены в полном объеме ООО "Сибинтерстрой", ООО СК "Крепость" действуя добросовестно, 22.06.2022 г. обратилось к заказчику с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
В ответ заказчик пояснил, что расторжение контракта по соглашению сторон считает невозможным, поскольку услуги по Контракту выполнены на 94%, на оставшиеся 6% проводить закупку нецелесообразно.
В обоснование своих довод Обществом представлены письма, направляемые в адрес заказчика, а также ответ заказчика на предложение ООО СК "Крепость" расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
12.07.2022 г. Общество направило в адрес заказчика уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Представитель ООО СК "Крепость" пояснил, что в июле 2022 года отсутствовала техническая возможность разместить решение посредством Единой информационной системы. После длительной переписки с технической поддержкой сайта такая возможность появилась в октябре 2022 года.
25.10.2022 года ООО СК "Крепость" принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Часть 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Часть 19 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 9 Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 22 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Обществом 25.10.2022 г. посредством Единой информационной системы.
С учетом положений ч. 21 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение вступило в силу 08.11.2022 г.
Согласно пояснениям ООО СК "Крепость" решение принято Обществом ввиду существенного затягивания сроков строительства ООО "Сибинтерстрой", Общество не может обеспечить непрерывное присутствие на объекте строительства своего представителя. Исполнение Контракта становится явно невозможным, поскольку ООО "Сибинтерстрой" значительно нарушило обязательства по сдаче объекта в срок. Таким образом, складывается ситуация, при которой нарушение обязательств ООО "Сибинтерстрой" перед заказчиком приводит ООО СК "Крепость" в убыточное положение и в случае не расторжения контракта, убытки ООО СК "Крепость" могут привести компанию к банкротству. Из-за неисполнения ООО "Сибинтерстрой" своих обязательств перед заказчиком, произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как установлено выше, Общество оказало услуги по Контракту на сумму 471 145 рублей 69 копеек, что свидетельствует об исполнении им Контракта на 94%.
Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому Обществом исполнено 97 контрактов из 123, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 6 контрактов находится на исполнении, что препятствует сделать однозначный вывод о недобросовестности Общества, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности при исполнении Контракта, препятствует включению сведений в отношении ООО "ФТД Промсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Крепость" (ИНН 3811109526; 664050, г. Иркутск, ул. Дыбовского, д. 8/2), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе/участнике Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Крепость" (Карпов Виктор Борисович, ИНН 380503706810), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Крепость" (Карпов Виктор Борисович, ИНН 380503706810), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022