Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - заказчик) - ходатайство от 15.11.2022 г. о рассмотрении обращение без участия представителя, Легензова Сергея Владимировича (далее - Легензов С.В.),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Легензова С.В. в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении Легензова С.В. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчика решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N Ф.2022.1478 от 29.04.2020 г. на приобретение жилого помещения в г. Бодайбо Иркутской области.
Легензовым С.В. не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1324/22 от 10 ноября 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что уполномоченным органом - Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области 01.04.2022 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122001478 "Приобретение жилого помещения в г. Бодайбо Иркутской области" (идентификационный код закупки 222380817461338080100102730016810412).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 764 922 рубля 74 копейки.
По итогам электронного аукциона единственный участник закупки - Легензов С.В., подавший заявку на участие в электронном аукционе, признан соответствующим требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
29.04.2022 г. между заказчиком и Легензовым С.В. заключен контракт N Ф.2022.1478 от 29.04.2020 г. на приобретение жилого помещения в г. Бодайбо Иркутской области (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 2 764 922 рубля 74 копейки.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По настоящему Контракту Поставщик передает, а Заказчик приобретает в собственность Иркутской области следующее жилое помещение:
1) Квартира, назначение: жилое, общая площадь 29.6 кв.м, этаж 6, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г.Бодайбо, ул. Березнеровская, д 37, кв 89, кадастровый номер: 38:22:000068:361;(далее - жилое помещение).Вышеуказанное жилое помещение принадлежит Поставщику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от 04.02.2019 г. N 38:22:000068:361-38/115/2019-4".
Пунктом 2.1.4 Контракта определено "В течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения государственного контракта передать Заказчику жилое помещение в соответствии со ст.4 настоящего Контракта. Жилое помещение передается с исправными системами энергоснабжения, с наличием исправных электрических приборов, со строительными элементами, конструкциями, техническими системами без каких-либо недостатков (дефектов)".
Таким образом, предусмотренное Контрактом жилое помещение должно быть передано Легензовым С.В. заказчику в срок не позднее 10.06.2022 г.
Исходя из представленных заказчиком документов, письмом от 19.05.2022 г. Легензов С.В. направил заказчику заявление о готовности передать квартиру, предусмотренную Контрактом.
26.05.2022 г. при осмотре данного помещения представителем ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" выявлены несоответствия. Заказчиком представлен акт такого осмотра.
02.06.2022 г., 03.06.2022 г. заказчик направляет в адрес Легензова С.В. претензии по выявленным в жилом помещении недостаткам. Заказчиком установлен срок для устранения недостатков - 07.06.2022 г., 08.06.2022 г.
После получения претензии Легензовым С.В. направлено заказчику письмо, в котором просило продлить срок для устранения недостатков до 20.06.2022 г.
В письме от 03.06.2022 г. N 02-51-6960/22, адресованном директору ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области", заказчик указывает, что 02.06.2022 г. Легензов С.В. лично уведомил заказчика об устранении выявленных замечаний, и просит ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" рассмотреть вопрос о повторном осмотре жилого помещения.
15.06.2022 г. заказчику поступило письмо Легензова С.В., в котором он сообщает о его добросовестности при исполнении Контракта и намеренном затягивании заказчиком сроков приемки жилого помещения.
Ответ заказчика на письмо Легензова С.В. содержится в письме от 20.06.2022 г.
Письмом от 20.06.2022 г. N 02-51-7648/22 заказчик уведомил Легензова С.В. о расторжении Контракта. Информация о данном решении в Единой информационной системе отсутствует.
Легензов С.В. письмом от 27.06.2022 г. уведомил заказчика о готовности повторно произвести приемку жилого помещения.
В ответ заказчик сообщил Легензову С.В. о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
01.07.2022 г. Легензов С.В. направил возражения на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в которых указывает на нарушение заказчиком порядка приемки жилого помещения и просит отменить решение.
13.07.2022 г. сотрудниками ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" по просьбе заказчика осуществлена проверка жилого помещения, в ходе которой выявлены несоответствия предлагаемого Легензовым С.В. жилого помещения условиям Контракта.
01.09.2022 г. заказчик вновь направляет Легензову С.В. решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, возражения на которые представлены Легензовым С.В. 02.09.2022 г., в которых Легензов С.В. также указывал на нарушением заказчиком порядка приемки жилого помещения и просил отменить принятое заказчиком решение.
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта "Для приемки жилого помещения Заказчиком может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. В случае создания приемочной комиссии приемка результата исполнения Контракта осуществляется приемочной комиссией и утверждается Заказчиком".
"Для проверки представленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании Контрактов, заключенных между Заказчиком и экспертом, экспертной организацией в соответствии с Законом о контрактной системе.
Отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения, учитываются при принятии решения о приемке или об отказе в приемке жилого помещения, результатов отдельного этапа исполнения Контракта" (пункт 4.5 Контракта).
Пунктом 4.11 Контракта предусмотрено, что "Отказ от приемки жилого помещения оформляется двусторонним актом с перечнем недостатков, условиями и сроками их устранения. При немотивированном отказе представителя Поставщика от подписания акта (бездействии) выявления несоответствия жилого помещения подтверждается актом, подписанным Заказчиком в одностороннем порядке".
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что осмотр жилого помещения осуществлялся сотрудниками ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области", при этом, двусторонний акт с перечнем недостатков, подписанный заказчиком и Легензовым С.В., в материалах дела отсутствует.
Письмом от 13.09.2022 г. N 02-51-11077/22 заказчик отменил решение об одностороннем отказе от 01.09.2022 г., а письмом от 16.09.2022 г. направил ответ на возражения Легензова С.В.
Легензов С.В. письмом от 23.09.2022 г. уведомил заказчика о готовности передать предусмотренное Контрактом жилое помещение.
По итогам осмотра жилого помещения, состоявшегося 01.10.2022 г., сотрудником ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" выявлены недостатки жилого помещения.
Заказчиком 21.10.2022 г. составлен акт осмотра жилого помещения, 25.10.2022 г. - заключение приемочной комиссии по приему-передаче жилого помещения.
Предусмотренный пунктом 4.11 Контракта двусторонний акт с перечнем недостатков, подписанный заказчиком и Легензовым С.В., в материалах дела отсутствует.
26.10.2022 г. заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в пункте 8 Контракта.
Согласно пояснениям заказчика при расторжении Контракта заказчик применял положения ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, действовавшие на момент размещения аукциона в электронной форме.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано заказчиком с использованием Единой информационной системы 26.10.2022 г., получено Обществом в тот же день.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 08.11.2022 г.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
До вступления решения в силу Легензовым С.В. обязательства по Контракту не выполнены.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно п. 5 ч. 8 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Исходя из материалов обращения, Легензов С.В. своевременно предоставил жилое помещение, а в последующем также совершал действия, направленные на передачу жилого помещения, которое не отвечало требованиям Контракта, однако, Комиссия не может прийти к выводу, что ненадлежащее исполнение обязательств однозначно вызвано действиями Легензова С.В.
Комиссия не наделена полномочиями по оценке качества поставленного по Контракту жилого помещения.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду наличия вопросов, связанных с исполнением заказчиком, Легензовым С.В. своих обязательств по Контракту, невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения Легензова С.В. при исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, что препятствует включению сведений в отношении Легензова С.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Легензова Сергея Владимировича (ИНН: 380201934673; ///), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022