Резолютивная часть решения объявлена 17.11.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.11.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
В присутствии представителя Комитет по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Тайшетского района (далее - заказчик) "_" (Доверенность N 59 от 15 ноября 2022 года), "_" (доверенность N 56 от 14 ноября 2022 года);
В присутствии представителя ООО "СТРОЙ-СИТИ" (далее - общество, подрядчик, участник закупки, победитель электронного аукциона) "_" (доверенность от 31.05.2022 г.).
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на "Капитальный ремонт здания МКОУ СОШ N14 г. Тайшета, расположенной по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Транспортная, 20", извещение N 0134300026321000149.
Участником закупки представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
31 мая 2021 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ N 0134300026321000149, а также приложения к извещению (документация) на "Капитальный ремонт здания МКОУ СОШ N14 г. Тайшета, расположенной по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Транспортная, 20" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 73 081 199 рубль 80 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.06.2021 N0134300026321000149-1, победителем электронного аукциона признано ООО "СТРОЙ-СИТИ", с которым заключен контракт N 0134300026321000149 от 21 июня 2021 года (реестровый номер контракта N 3383800087921000010).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работу, указанную в п. 1.2 настоящего контракта и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его.
Пунктом 2.2 установлена цена контракта в размере 73 081 199 рубля 80 копеек.
Согласно пункту 3.5 Контракта с момента заключения контракта до 20 декабря 2021 года. Сроки выполнения работ по Контракту - в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту).
Дополнительным соглашением N 2 от 21 октября 2021 года срок окончания работ был изменен на 22 июля 2022 года.
Дополнительным соглашением N 3 от 21 марта 2022 года увеличена цена контракта до 90 802 119 рублей 80 копеек.
Как указывается в дополнительном соглашение N 5 от 21 июля 2022 года, по независящим от сторон Контракта обстоятельствам, указанным в письме Подрядчика (входящий N2645 от 20.07.2022 г.), которые привели к невозможности исполнения Подрядчиком обязательств по заключенному муниципальному контракту стороны пришли к соглашению об изменении сроков исполнения Контракта от "21" июня 2021 года N 0134300026321000149, в связи с чем срок окончания работ был изменен на 30 сентября 2022 года, а также принят новый график выполнения строительно-монтажных работ.
Заказчиком, при принятии решения об одностороннем отказе, указывается на факты нарушения выполнения работ по контракту подрядчиком и условий исполнения контракта. Сумма неисполненных обязательств составляет 8 293 391 рубль 64 копейки.
Пунктом 9.4 установлено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон; в случае одностороннего отказа одной из сторон контракта от исполнения Контракта; в случае одностороннего отказа Заказчика, если Подрядчик нарушает сроки выполнения Работ, более чем на 10 (десять) календарных дней, или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в Контракте, становится явно невозможным.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что 26 октября 2022 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе в установленные законом сроки, а именно 26 октября 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Следовательно, решение об одностороннем отказе вступает в силу 07 ноября 2022 года.
Исходя из содержания пояснений подрядчика об обстоятельствах, послуживших принятию решения об одностороннем отказе, представленных комиссии Иркутского УФАС России следует, что общество не согласно с вменяемыми им решением нарушений условий контракта, считает заказчика нарушившим положения контракта, указывает на устранение таких решений, а также отмечает что размер исполненных ООО "СТРОЙ-СИТИ" и принятых заказчиком обязательств по контракту составляет более 90%.
Кроме этого, подрядчиком, на обозрение Комиссии представлены фото и видео материалы, размещенные на сайте информационного портала "Тайшет24", открытие МКОУ СОШ N14 г. Тайшета.
В процессе рассмотрения заказчиком было пояснено, что оставшиеся работы были выполнены с иной подрядной организацией, не связанной с ООО "СТРОЙ-СИТИ".
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "СТРОЙ-СИТИ" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом.
В рассматриваемом случае, с учетом объема исполненных обязательств по контракту подрядчиком, оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, ввиду наличия спора относительно обстоятельств, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а как следствие невозможности установления безусловного характера недобросовестности в действиях общества
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "СТРОЙ-СИТИ" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения, представленные заказчиком в отношении лица исполняющее функции единоличного исполнительного органа, учредителя ООО "СТРОЙ-СИТИ" Карпова Алексея Васильевича ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022