Резолютивная часть решения оглашена 18.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 22.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска Щербатенко Е.А., действующего на основании Приказа N 5-л от 15.03.2019,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Блиновой О.В., действующего на основании доверенности N 28 от 17.12.2021,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Антроповой С.В., действующего на основании доверенности N 7 от 28.01.2022,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Зинохиной Е.С., действующего на основании доверенности N 29 от 22.12.2021,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска, Красиной Н.А., действующего на основании доверенности N 30 от 22.12.2021,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 11.11.2022 поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ликвидацию незаконно складированных отходов производства и потребления на территории города Челябинска (извещение N 0169300000122001356) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 03.11.2022 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта аукциона - 18 000 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.11.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "МД-Консалтинг" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, так как указанный вид работ не является самостоятельным объектом закупки.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и указали, что предметом закупки является в том числе транспортирование отходов от автомобильных шин, которые относятся к 4 классу опасности, что требует наличие лицензии на осуществление деятельность по транспортированию отходов указанного класса опасности в силу требований лицензионного законодательства.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых вида деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
Таким образом, лицензированию подлежит деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, в том числе по транспортированию отходов IV класса опасности (пункт 8 Приложения к Постановлению N 2290).
В пункте 5.1 технического задания предусмотрено 1 условная единица услуг по содержанию контейнерных площадок, с учетом мероприятий по видам услуг, включает в себя уборку 1 контейнерной площадки от отходов отработанных автомобильных шин по мере необходимости, в том числе:
- подбор отходов шин на территории места (площадки) накопления ТКО и в радиусе 5 м.;
-ручную погрузку подобранных отработанных автомобильных шин в автотранспорт;
- транспортировку и передачу отработанных автомобильных шин до специализированных организаций.
Согласно пункту 6.8.1 технического задания указано, что услуги по транспортировке и передаче отработанных автомобильных шин до специализированной организации производится при наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (Вид услуг: транспортирование отходов IV класса опасности с указанием в приложении к лицензии вида отходов по ФККО: 9 21 110 01 50 4 шины пневматические автомобильные отработанные; 9 21 112 11 52 4 шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом).
Пунктом 6.2 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, соответствующий п.1 ч.13 ст. 94 Закона о контрактной системе и документы, которые считаются его неотъемлемой частью, в том числе на бумажном носителе:
- акт оказанных услуг (2 экз.) с указанием стоимости и объема оказанных услуг, в соответствии с формой, указанной в Приложении 3 к настоящему контракту;
- заверенные надлежащим образом исполнителем копии документов, подтверждающие передачу отходов отработанных автомобильных шин для утилизации в специализированную организацию, в том числе выписку (копию) из реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом, в форме акта о приемке оказанных услуг указано, что одной из услуг, которая принимается заказчиком, является уборка 1 контейнерной площадки и прилегающей территории от отходов отработанных автомобильных шин.
Таким образом, доводы заявителя, согласно которым транспортирование отходов IV класса опасности не является самостоятельным объектом закупки, не находят своего подтверждения, так как услуги по транспортировке отходов от отработанных автомобильных шин определены как одна из услуг, которую необходимо оказывать в рамках ликвидации незаконно складированных отходов производства и потребления на территории города Челябинска, при этом указанная услуга подлежит приемке и оплате в ходе исполнения контракта, в связи с чем транспортирование указанных отходов является самостоятельным обязательством, которое должен выполнить исполнитель в рамках заключенного контракта.
Следует отметить, что наличие в выписке наименования конкретных видов отходов, которые указаны в пункте 6.8.1 технического задания (92111211524, 2111001504), также является обязательным требованием, необходимым для оказания услуг по транспортированию отходов 4 класса опасности, в связи с чем в требованиях к участнику закупки и к составу заявки целесообразно конкретизировать данное условие в целях наличия у участника закупки полной и достоверной информации о виде отходов соответствующего класса опасности, который должен быть указан в выписке.
С учетом изложенного, установление в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (транспортирование отходов IV класса опасности), что подтверждается соответствующей выпиской, обусловлено необходимостью транспортирования в том числе шин пневматических автомобильных отработанных, шин резиновых сплошных или полупневматических отработанных с металлическим кордом, которые относятся к IV классу опасности, что соответствует объекту закупки с учетом пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 ноября 2022 г. N 074/06/106-3155/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022