Резолютивная часть решения оглашена 18.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 23.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения ООО "Информационное агентство "Точка Ньюс", содержащего признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0169300000122001261 на оказание услуг по организации и проведению приема лидеров общественных объединений (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме (после перерыва):
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Блиновой О.В., действующего на основании доверенности N 28 от 17.12.2021,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Антроповой С.В., действующего на основании доверенности N 7 от 28.01.2022,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Зинохиной Е.С., действующего на основании доверенности N 29 от 22.12.2021,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Красиной Н.А., действующего на основании доверенности N 30 от 22.12.2021,
- представителя Администрации города Челябинска Хивинцевой М.Н., действующего на основании доверенности от 01.11.2022,
- представителя ООО "Информационное агентство "Точка Ньюс" Щербакова И.А., действующего на основании доверенности N 15 от 07.11.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 26.10.2022 поступило обращение ООО "Информационное агентство "Точка Ньюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно представленным документам 20.10.2022 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация города Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 600 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 28.10.2022.
На момент рассмотрения обращения ООО "Информационное агентство "Точка Ньюс" контракт N 1261 от 11.11.2022 заключен с ООО "Шарм".
В обращении, а также дополнительных пояснениях указано, что заказчиком не описаны характеристики продукции, входящей в состав подарочных наборов в соответствии с государственным стандартом, не указан порядок согласования указанных наборов, кроме того, услуги, которые входят в перечень услуг по организации и проведению приема лидеров общественных объединений, не описаны, а именно отсутствуют критерии составления сценария, а также необоснованно предусмотрено предоставление исполнителем систем видеоконференции иностранных производителей. На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы обращения.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами обращения и дополнений к обращению не согласились, представили письменные пояснения и документы и на заседании Комиссии указали, что состав и характеристики продуктовых наборов указаны в объеме необходимом заказчику, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Требования к услугам, которые входят в перечень мероприятий, описаны в техническом задании, при этом привлечение собственных сотрудников заказчика для организации мероприятия не соответствует должностными инструкциями указанных сотрудников, при этом данный вопрос не входит в предмет контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
При этом, определение предмета контракта, включая описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке и в проекте контракта, является правом заказчика, с учетом реализации которого определяется соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе в части согласования предмета договора.
Так, договор, заключаемый по результатам проведения аукциона, имеет правовую природу договора оказания услуг, порядок заключения которого регламентирован главой 39 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, совокупное толкование норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием указанного вида договора является определение как наименования, так и объема подлежащих оказанию услуг, выраженного в совершении конкретных действий (деятельности).
Согласно извещению о закупке, содержанию технического задания, условиям проекта контракта предметом аукциона является оказание услуг по организации и проведению приема лидеров общественных объединений.
Более того, в пункте 1.1 проекта контракта указано, что исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по организации и проведению Приема лидеров общественных объединений (далее - услуги), а заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом. Весь объем оказываемых услуг принимаем за 1 условную единицу.
В разделе 4, пункте 2.2 проекта контракта, регламентирующих порядок приемки и оплаты исполненных обязательств, указано, что приемка и оплата осуществляется за оказанные услуги.
Из технического задания следует, что в рамках организации указанного мероприятия заказчику требуется исполнение следующего комплекса услуг, а также определены требования к порядку оказания услуг:
- техническое сопровождение мероприятия в рамках которого исполнитель обязан осуществить настройку для подключения внешних систем видеоконференции (YANDEX ТЕЛЕМОСТ, CISCO) и интегрировать его в online трансляцию, а также обеспечить проведение мероприятия в соответствии с порядком, указанным в пункте 9 технического задания;
- организационно-подготовительные мероприятия: обеспечение разработки и создания сценария проведения мероприятия (пункты 8, 10 технического задания);
- предоставление подарочных наборов для награждения участников мероприятия (пункт 11 технического задания).
При этом, в техническом задании предусмотрено, что количество участников мероприятия: 140 человек.
Таким образом, объект закупки имеет правовую природу договора возмездного оказания услуг, порядок исполнения которого регламентирован главой 39 ГК РФ.
С учетом изложенного, доводы обращения, согласно которым данный договор является договором поставки не соответствует его фактическому содержанию, а также не следует из существа обязательств, предусмотренных договором.
Доводы обращения, согласно которым в техническом задании не содержится описания подарочных наборов для награждения участников мероприятия в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий, а также порядок согласования наборов, не могут быть приняты во внимание.
Так, согласно условиям технического задания в состав набора входят мясные изделия: колбаса сырокопченая "Сунджук", колбаса сырокопчёная "Сервелат", карпаччо из мяса птицы сервировочная, говядина копчёно-варёная, сырокопченая индейка (пасторма).
Указанные наименования изделий характеризуют тип продукции, так, например, в соответствии с пунктом 4.4 ГОСТа Р 55791-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия сырокопченые и сыровяленые из мяса цыплят-бройлеров. Технические условия" такие изделия как "карпаччо" и "суджук" являются общепринятыми наименованиями мясных изделий.
Разделом 1 ГОСТа Р 55455-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Колбасы варено-копченые. Технические условия" настоящий стандарт распространяется в том числе на мясной продукт "сервелат". Разделом 1 ГОСТа 18256-2017. "Межгосударственный стандарт. Продукты из свинины копчено-запеченные. Технические условия" также предусмотрен продукт из свинины "пастрома".
При этом, в техническом задании указаны характеристики данных мясных изделий: масса, тип нарезки, требования к упаковке, таким образом, в техническом задании указаны показатели, которые определяют требования заказчика к продукции, предоставляемой в ходе оказания услуг.
Доводы заявителя, согласно которым в техническом задании не указано подробное описание характеристик продукции, которая должна входить в подарочный набор (плитка шоколада, натуральный джем, кофе растворимый, зефир в шоколаде в картонной упаковке, орехи чищенные в картонной упаковке, коробка конфет ассорти, сыр), не могут быть приняты во внимание, так как Закон о контрактной системе предоставляет заказчику право в части полноты описания объекта закупки с учетом имеющейся потребности заказчика.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения Закона о контрактной системе в действия заказчика в части описания и состава подарочных наборов.
Доводы заявителя, согласно которым в техническом задании не предусмотрены сроки и порядок согласования подарочных наборов, не могут быть приняты во внимание, так как положения Закона о контрактной системе не предусматривают требования к порядку указания заказчиком условий, касающихся контроля за ходом оказания услуг, в связи с чем условие, согласно которому состав набора согласовывается заказчиком, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Ссылка заявителя на нарушение заказчиком пункта 5 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не может быть принята во внимание, так как требование к указанию мест, дат начала и окончания, порядка и графика осмотра относится к требованиям поставки товара, при том, что в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт, тогда как объектом закупки являются услуги, в том числе в части предоставления подарков.
Доводы обращения, согласно которым в техническом задании не указаны критерии разработки сценария мероприятия являются несостоятельными.
Согласно пункту 10 технического задания указано, что для проведения мероприятия исполнителю необходимо обеспечить разработку и создание сценария проведения мероприятия, вместе с тем, в пункте 8 указана программа мероприятия, состоящая из следующих блоков: открытие мероприятия с приветственным словом и вручение подарочных наборов руководителям общественных объединений.
Таким образом, с учетом указанного плана исполнителю необходимо разработать сценарий, при этом конкретная структура проведения мероприятия, последовательность выступлений будет определяться исполнителем самостоятельно, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и не создает препятствий для потенциальных участников закупки для принятия участия в аукционе.
Кроме того, по условиям технического задания исполнитель осуществляет настройку для подключения внешних систем видеоконференции (YANDEX, ТЕЛЕМОСТ, CISCO), однако указание данных программных продуктов не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, так как данные системы не приобретаются в качестве товара, в том числе предметом закупки не является оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, а также оказание услуг, сопряженных с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав, в связи с чем запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, не применяется при проведении указанной закупки.
Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", на который ссылается заявитель, также не применим к рассматриваемой закупке, так как в силу подпункта "б" пункта 1 Указа запрещается использовать иностранное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры с 1 января 2025 года.
Доводы обращения в части оспаривания условий оказания услуг по предоставлению не менее 2 автотранспортных средств для организации индивидуальной доставки подарочных наборов и благодарственных писем участникам мероприятия, а также доводы в части возможности привлечения к организации мероприятия сотрудников заказчика (ведущих, модераторов, водителей) не подлежат рассмотрению в рамках проведения внеплановой проверки, так как указанные доводы касаются вопросов целесообразности и эффективности закупки, рассмотрение которых относится к полномочиям органов, осуществляющих аудит в сфере закупок.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 ноября 2022 г. N 074/06/99-3028/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022