рассмотрев жалобу ИП Щерба Ю.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000045) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение составлено с нарушением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.10.2022 г. Заказчиком - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000045).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 900 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель указывает, что в извещении и проекте контракта Заказчиком допущены разночтения в части указания источника финансирования.
В соответствии с п. 9) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В извещении в разделе "Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования" установлено:
Закупка за счет собственных средств организации |
Да |
В соответствии с п. 5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
В файле "Приложение 5 Проект контракта 2022 - конкурс" установлено: "п. 2.1 _Цена контракта включает в себя все затраты, связанные с поставкой, а также расходы на уплату налогов, сборов и другие обязательные платежи. При этом, оплата осуществляется как за счёт субсидий в целях приобретения материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчёт нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы), так и за счёт средств, полученных от иной, приносящей доход деятельности Заказчика_".
Таким образом, Заказчиком допущено разночтение в извещении и проекте контракта в части указания источника финансирования, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В извещении установлено:
Критерии оценки заявок Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Значимость критерия оценки: 60.00% Наличие технико-технологических карт в соответствии с ГОСТ 31987-2012 на все готовые блюда - Оценка заявок осуществляется следующим образом: 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов; Предельное значение показателя: 100; Цена контракта Значимость критерия оценки: 40.00% |
В соответствии с п. 3), п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 16 ПП N2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 ПП N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно Приложения N4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" Заказчиком установлено:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1 |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40 |
- |
- |
- |
- |
Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, () определяется по формуле: , где: Если при проведении процедуры подачи предложений о сумме цен единиц товара, подано ценовое предложение, предусматривающее снижение такой суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" () определяется в следующем порядке: а) для подлежащей оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", значение количества баллов по указанному критерию оценки () определяется по формуле: , где - начальная сумма цен единиц товаров; б) для подлежащей оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки () определяется по формуле: . |
2 |
Характеристики объекта закупки |
60 |
функциональные характеристики объекта закупки |
100 |
Наличие технико-технологических карт в соответствии с ГОСТ 31987-2012 на все готовые блюда |
100 |
Оценка заявок осуществляется следующим образом: 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов |
II. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом I настоящего документа
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
Оценка заявок осуществляется в соответствии с п. 9, п.10 "Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 |
2 |
Характеристики объекта закупки |
|
2.1 |
функциональные характеристики объекта закупки |
Оценка заявок осуществляется в соответствии с пп. "а" п. 23 "Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 Устанавливается перечень документов, подтверждающих качество поставляемых блюд - технико-технологических карты в соответствии с ГОСТ 31987-2012 к оценке принимаются разработанные технико-технологические карты исключительно на весь перечень поставляемых блюд и которые должны соответствовать требованиям заказчика к наименованиям и характеристикам блюд, установленным в п.6 Приложения N1 "Описание объекта закупки" В случае предоставления, соответствующих требованиям заказчика технико-технологических карт в полном объеме заявке присваивается 100 баллов. В случае предоставления заказчика технико-технологических карт не в полном объеме и/или наличие несоответствующих требованиям заказчика значений в них, заявке присваивается 0 баллов. |
В качестве критерия оценки заявки Заказчиком используется показатель наличие технико-технологических карт в соответствии с ГОСТ 31987-2012 на все готовые блюда и которые должны соответствовать требованиям Заказчика к наименованию и характеристикам блюд, установленным в п.6 Приложения N1 "Описание объекта закупки".
Заявитель в жалобе указывает, что при составлении технико-технологических карт, основываясь на ГОСТ 31987-2012, а также указывая все характеристики, в том числе вес требуемые компоненты для приготовления блюда, то получаемый вес будет в разы больше, чем указано в п.6 Приложения N1 "Описание объекта закупки".
Следовательно, Заказчик создаёт невыполнимые условия, т.к. при соблюдении всех правил невозможно выйти на вес требуемого блюда.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым описание объекта закупки (Приложение 1 конкурсной документации) и примерное меню (Приложение 6 конкурсной документации) составлено на основании СанПиН 2.4.5.2409-08 и приказа федерального агентства морского и речного транспорта от 05.12.2013 N 83.
СанПиН 2.4.5.2409-08 прекратил свое действие. Данный документ утратил силу с 1 января 2021 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28; отменено с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631; утратил силу с 1 января 2021 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32.
Следовательно, использование недействующего СанПиН 2.4.5.2409-08 противоречит действующему законодательству.
Вместо указанного документа вступил в силу с 1 января 2021 г. другой СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и действуют до 1 января 2027 г.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым в соответствии с п.п.6.5, 6.34 СанПиН 2.4.5.2409-08 примерное меню разрабатывается образовательной организацией (или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательной организации). Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся, а также с учетом социальнодемографических факторов, национальных, конфессиональных и местных (территориальных) особенностей питания населения. При этом, фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню.
Однако указанная Заказчиком ссылка противоречит п.1.1 "Приложение 5 Проект контракта 2022 - конкурс", в котором установлено, что "Исполнитель обязуется передать Заказчику готовые блюда (далее - Товар) на основании заявок Заказчика, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Контракту (Техническое задание), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Форма заявок отсутствует, но они, по мнению Заказчика, являются основным документом, по которому будет проверяться соответствие поставляемых блюд, в том числе по весу готового блюда и наименованию.
В "Приложении 1 Описание объекта закупки" установлено: "Поставка осуществляется отдельными партиями по три раза в день на основании предварительно поданных заявок Заказчика (ориентировочный объем и время поставки каждой партии - до одной тысячи порций на завтрак (07 час. 00 мин), обед (13 час. 00 мин.) и ужин (17 час. 00 мин.) в соответствии с примерным меню)".
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком допущены расхождения по весу готового блюда в примерном меню с описанием объекта закупки и обоснованием НМЦК.
В меню указан вес капусты тушеной 165 гр. на 1 порцию:
В разделе 6 "Требования, устанавливаемые к поставляемым блюдам" "Приложение 1 Описание объекта закупки" и обосновании НМЦК установлено 65 гр. на 1 человека:
Капуста тушеная |
Выход готового блюда - 1/65 гр. В одной порции блюда должны быть заложены следующие продукты питания: -масло подсолнечное рафинированное; вид масла подсолнечного рафинированного: дезодорированное; марка масла подсолнечного рафинированного дезодорированного: высший сорт; единица измерения: литр; количество масла подсолнечного рафинированного 0.004; - масло сливочное; тип сливочного масла: несоленое; вид сливочного масла: сладко-сливочное; сорт: высший; единица измерения: килограмм; количество масла сливочного 0.005; - томатная паста; должна быть густая однородная концентрированная масса мажущейся консистенции; должны отсутствовать темные включения; остатки кожицы; семян; единица измерения: килограмм; количество томатной пасты 0.005; - капуста белокочанная; товарный класс: первый; единица измерения: килограмм; количество капусты белокочанной 0.210; - морковь столовая; товарный сорт: первый, высший; единица измерения: килограмм; количество моркови 0.030; - лук репчатый; товарный сорт: первый; цвет лука: желтый; единица измерения: килограмм; количество лука 0.020; - перец болгарский; единица измерения: килограмм; товарный сорт первый; количество перца 0.020. |
В меню, предоставленном от Заказчика, и обосновании НМЦК указано просто "Овощи соленые консервированные" без разделения на помидоры или огурцы, как в описании объекта закупки.
Заявитель указывает на нарушения, допущенные Заказчиком при описании объекта закупки: закладка ингредиентов и выход его в готовом блюде отличаются.
В "Приложение 1 Описание объекта закупки" Заказчиком установлено:
Филе сельди с луком |
Выход готового блюда - 1/100/10 гр. В одной порции блюда должны быть заложены следующие продукты питания: - сельдь соленая; вид засола: среднесоленая; вид разделки: филе без кожи; единица измерения: килограмм; количество сельди соленой 0.170; -масло подсолнечное рафинированное; вид масла подсолнечного рафинированного: дезодорированное; марка масла подсолнечного рафинированного дезодорированного: высший сорт; единица измерения: литр; количество масла подсолнечного рафинированного 0.003; - лук репчатый; товарный сорт: первый; цвет лука: желтый; единица измерения: килограмм; количество лука 0.020. |
Приготовление заключается в следующем: сельдь обработать на филе. Филе нарезать тонкими кусочками. Сверху посыпать луком, нарезанным полукольцами и полить растительным маслом.
Сколько по итогу надо закладывать лука, т.к. согласно описанию необходимо заложить 20 гр., но в тоже время в готовом блюде должно быть 10 гр.
Потери при холодной обработке лука (очистке) - 16%, а при тепловой обработке лука (пассирование) - 50% из уже очищенного (информация взята со Сборника рецептур для обучающихся во всех образовательных учреждениях/под ред. М.П. Могильного и В.А. Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2011 г.).
Лук, используемый в блюде, указанном выше, не требует тепловой обработки, следовательно, потери веса составят 16%, т.е. при закладке 20 гр., мы получим вес нетто 16,8 гр. лука.
Аналогичная ситуация с луком по позиции "Люля-кебаб с луком". Существующие нарушения могут привести к необоснованному выставлению штрафа поставщику при исполнении договора на поставку готовых блюд или потраченным излишним средствам при поставке блюда большего веса.
Заявитель указывает, что неясно, какой именно компонент должен входить в салат из квашеной капусты.
Салат из квашеной капусты |
Выход готового блюда - 1/70 гр. В одной порции блюда должны быть заложены следующие продукты питания: - капуста белокочанная; товарный класс: первый; единица измерения: килограмм; количество капусты белокочанной 0.058; - морковь столовая; товарный сорт: первый, высший; единица измерения: килограмм; количество свеклы столовой 0.010; - зелень сушеная; должна быть зелень петрушки. Внешний вид зелени петрушки должен быть в виде пластинок листьев; соответствие ГОСТ 32065-2013; единица измерения килограмм; количество зелени сушеной 0.002. |
При закладке блюда должны присутствовать капуста белокочанная, морковь столовая, зелень сушенная. Однако после описания вида и сорта моркови указано, что необходимо в блюдо добавить свеклу 10 гр., а про вес моркови нет информации.
Также Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно в проекте контракта п. 1.3 Страна происхождения товара уже указана Российская Федерация.
Указание Заказчика на определенную страну существенно ограничивает конкуренцию, ведь поставляются не только готовые блюда, но и фрукты и овощи, которые могут быть произведены и в других странах.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щерба Ю.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" (комиссии) нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 ноября 2022 г. N 023/06/99-5536/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022