Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком - МДОУ "Детский сад "Малышок" с. Нори Надымского района" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01903000012220005920001 от 15.08.2022 на "Поставку угля", цена контракта - 793 333,45 рублей, (извещение N 0190300001222000592), с ИП Спорыш Алексей Николаевич (далее - Исполнитель, Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.08.2022 на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.08.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 01903000012220005920001 на "Поставку угля", цена контракта - 793 333,45 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить уголь (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2 Контракта Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (приложение 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 2.3 Цена Контракта включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта.
Согласно п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу МДОУ "Детский сад "Малышок" с Нори" 629752, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, с. Нори (до места, указанного лицом, ответственным за приемку Товара) (далее - места доставки), в срок: в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Поставщик не менее чем за 5 (пять) дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.10.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что в соответствии с п. 3.1. контракта Поставщик должен был самостоятельно доставить Товар Заказчику по адресу: МДОУ "Детский сад "Малышок" с Нори" 629752, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, с. Нори (далее - места доставки), в срок: в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Однако свои обязательства Поставщик не исполнил, тем самым нарушил п. 3.1 контракта.
Неисполнение обязательств Поставщиком выразилось в следующем: по состоянию на 27.10.2022 года установлен факт не поставки товара Заказчику, а именно угля в количестве 35 (тридцать пять) тонн.
Данный факт отражен Заказчиком в акте о не поставке товара (работ, услуг) по контракту N01903000012220005920001 на поставку угля от 15.08.2022 года.
29.09.2022 года Поставщику была направлена претензия с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений, в которой Заказчик установил срок ее рассмотрения в течение 10 дней для дачи пояснений по срокам поставки. По истечению 10 дней Поставщик разъяснений не предоставил. По состоянию на 27.10.2022 г. товар не был поставлен Заказчику.
Требования Заказчика Поставщик не исполнил, обязанности по контракту не исполняет. Согласно п. 4.4.7. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки Поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), п. 4.4.7 контракта, Гражданским кодексом Российской Федерации по контракту N 01903090012220005920001 от 15.08.2022 года Заказчиком принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта N01903000012220005920001 от 15.08.2022 года.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 11.11.2022 NАД/4046, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, что что 15.08.2022 года между Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" село Нори Надымского района, далее "Заказчик", в лице заведующей Ануфриевой Светланы Николаевны и Индивидуальным предпринимателем Спорыш Алексеем Николаевичем, далее "Поставщик", заключен Контракт N 0190300001222000592001 на поставку угля, цена Контракта составила 793 333,45 (семьсот девяносто три тысячи триста тридцать три рубля 45 копеек), объём поставки по Контракту составил 35 м3.
Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены, в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
18.08.2022 года Поставщиком было направлено письменное уведомление на электронный адрес МДОУ "Детский сад "Малышок" (malyshok-ds@mail.ru), о том, что в связи с аномально низким уровнем воды в реке Надым, исполнить обязательства по Контракту не представляется возможным. Для подтверждения данного факта, Исполнителем направлен запрос в Ямало-Ненецкий центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, о предоставлении данных по сведениям показателей уровня воды и возможности судоходности (не судоходности) реки Надым.
Заказчик ссылается на то, что Контрактом не предусмотрен способ доставки товара (в данном случае угля) именно водным транспортом, но автомобильное сообщение с посёлком Нори отсутствует (отдаленность объекта по прямой 70 км. от города Надым).
Круглогодичным является авиасообщение вертолетом, но данное средство доставки товара, угля, является не рентабельным, так как стоимость логистики в разы превышает стоимость Контракта.
В 2021 году между Заказчиком и Поставщиком был заключен аналогичный договор (контракт) и исполнение обязательств Поставщиком было также затруднительно, причиной послужил очень низкий уровень воды в реке Надым, но Заказчик пренебрегая данным фактом, поздно (15.08.2022 г.) выставил на торги лот на поставку угля, изначально понимая, что уголь могли доставить только в период начала навигации (июнь). На тендерную закупку был заявлен только один Поставщик (это ИП Спорыш А.Н.).
Уголь Исполнителем, в убыток своему бизнесу все же был приобретен в городе Тюмень, доставлен в город Надым автотранспортом и находится на производственной базе в пос. Старый Надым.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, которые в действительности являются форс-мажорными, исполнить принятые на себя обязательства по Контракту, не представилось возможным.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
27.10.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 08.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Исполнителем не был поставлен товар в объеме и сроки установленные контрактном.
Из объяснений Исполнителя следует, что Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а именно в связи с аномально низким уровнем воды в реке Надым.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено, на заседание Комиссии представители отсутствовали.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Спорыш Алексей Николаевич в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Спорыш Алексей Николаевич, представленную МДОУ "Детский сад "Малышок" с. Нори Надымского района" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01903000012220005920001 от 15.08.2022 на "Поставку угля", цена контракта - 793 333,45 рублей, (извещение N 0190300001222000592), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 ноября 2022 г. N 089/06/104-996/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022