Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком - ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 3815 от 05.05.2022 на "Поставку рукавов пожарных", цена контракта - 3 800 699,97 рублей, (извещение N 0190200000322003815), с ООО "Северспецтехника" (далее - Исполнитель, Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.05.2022 на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 3815 на "Поставку рукавов пожарных", цена контракта - 3 800 699,97 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать Государственному заказчику рукава пожарные (далее - Товар) в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации поставляемых Товаров (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта, в порядке и сроки, установленные Контрактом, а Государственный заказчик обязуется принять и обеспечить оплату надлежащим образом поставленного Товара, в порядке и на условиях Контракта.
Согласно п. 1.2 Контракта под надлежащим образом поставленным Товаром понимается поставка Товара на условиях, установленных Контрактом, в том числе по количеству, качеству, а также соответствующий обязательным требованиям безопасности жизни и здоровья, иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, техническим регламентам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к такому Товару.
Согласно п. 1.4 Контракта Срок поставки Товара - с даты заключения Контракта по 15 августа 2022 года.
Поставка Товара должна быть осуществлена в указанный срок, с учетом географического расположения мест поставок, независимо от наличия налаженной транспортной логистики.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.10.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что в соответствии с и. 1.4. Контракта срок поставки товара: с даты заключения Контракта по 15 августа 2022 года.
В установленный срок 15 августа 2022 года обязательства Поставщиком не исполнены, до настоящего времени, т.е. по 24.10.2022 года обязательства Поставщиком не исполнены.
В адрес Государственного заказчика было направлено обращение от 08.08.2022 N 34-ССТ с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон. В ответ на обращение Государственный заказчик подготовил письмо от 15.08.2022 N 89-1652/01-08/8658, в котором предложил воспользоваться правами, предусмотренными ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
В адрес Поставщика была направлена претензия (требование) от 23.08.2022 года N 89-1652/01-08/8927 о нарушении условий Контракта, с требованием осуществить поставку товара в срок по 10.09.2022 года, письмо от 29.09.2022 N 89- 1652/01-08/10420 о предоставлении сведений о ходе исполнения Контракта и сроках поставки Товара. Ответов от Поставщика на запросы Государственного заказчика не поступало.
По состоянию на 24.10.2022 года обязательства Поставщиком не исполнены.
В соответствии с п. 8.6. Контракта, расторжение Контракта допускается в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с п.п. 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 8.6. Контракта Государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракт.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 16.11.2022 NАД/4108, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, что Исполнитель направил письма об отгрузке пожарных рукавов РПМ(В)-1,6-УХЛ1 с внутренним гидроизоляционным покрытием "Латекс" согласно ГОСТ Р 51049-2019, основным производителям пожарных рукав в Российской Федерации, а именно ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "РУСАРСЕНАЛ", ООО "ТД "БЕРЕГ", АО "РУКАВ", в ходе проработки отгрузки пожарных рукавов, получен ответ что приостановлено и не производятся пожарные рукава РПМ(В)-1,6-УХЛ1 с внутренним гидроизоляционным покрытием "Латекс" согласно ГОСТ Р 51049-2019.
Исполнителем незамедлительно было подготовлено письмо N 34 от 08 августа 2022 года, с разъяснением о прекращение производства пожарных рукавов, а также рассмотрение растяжение Государственного контракта N 3815 от 05 мая 2022 года по соглашению сторон, на основание статьи 95 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик напарил в адрес Исполнителя письмо N 89-1652/01-08/8658 от 15.08.2022 о внесение изменений существенных условий контракта, фактически изменения технических условий и характеристик в государственный контракт N 3815 от 05 мая 2022 года внесены небыли.
Исполнитель проработал и представил дополните варианты поставки пожарных рукавов, и направил в адрес Заказчика формуляры, сертификаты с техническими характеристиками для рассмотрения, и внесения изменений условий Государственного контракта N 3815 от 05 мая 2022 года, но со стороны Заказчика данная инициатива была отвергнута.
Учитывая вышеизложенное, Исполнитель сообщает об отсутствии намерений уклоняться от исполнения Государственного контракта N 3815 от 05 мая 2022 года на поставку рукавов пожарных и просит не включать сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
24.10.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 07.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что в соответствии с п. 1.4. Контракта срок поставки товара: с даты заключения Контракта по 15 августа 2022 года. В установленный срок 15 августа 2022 года обязательства Поставщиком не исполнены, до настоящего времени, т.е. по 24.10.2022 года обязательства Поставщиком не исполнены.
Из объяснений Исполнителя следует, что Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а именно в связи с прекращением производства пожарных рукавов, требуемых Заказчику.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено, на заседание Комиссии представители отсутствовали.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Северспецтехника" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Северспецтехника", представленную ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 3815 от 05.05.2022 на "Поставку рукавов пожарных", цена контракта - 3 800 699,97 рублей, (извещение N 0190200000322003815), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 ноября 2022 г. N 089/06/104-1004/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022