Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
<__.> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев направленное Заказчиком - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" с. Нори Надымского района" (ИНН 8903020404), обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 01903000012220005210001 от 05.08.2022 на поставку дров, цена контракта - 1 296 816,38 рублей, (извещение N 0190300001222000521), с ООО "Сатэк" (ИНН 8903035954) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, (исх. N 99 от 01.11.2022), (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 05.08.2022 года между муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад "Малышок" село Нори Надымского района (далее по тексту - Заказчик) и ООО "Сатэк" (далее по тексту - Поставщик) был заключен муниципальный контракт на поставку дров (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с п. 3.1 контракта поставщик должен был самостоятельно доставить Товар Заказчику по адресу: МДОУ "Детский сад "Малышок" с Нори" 629752, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, с. Нори (до места, указанного лицом, ответственным за приемку Товара) (далее - места доставки), в срок до 31.08.2022 года.
Однако свои обязательства поставщик не исполнил, тем самым нарушил п. 3.1 контракта.
Неисполнение обязательств поставщиком выразилось в следующем: по состоянию на 01.11.2022 установлен факт не поставки товара Заказчику, а именно дров в количестве 85 куб.м.
Данный факт отражен заказчиком в акте о не поставке товара (работ, услуг) по контракту N01903000012220005210001 на поставку дров от 12.10.2022.
12.10.2022 поставщику была направлена претензия с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений, в которой заказчик установил срок ее рассмотрения в течение 10 дней для дачи пояснений по срокам поставки, а также с требованием устранить недостатки по контракту в срок до 31.10.2022.
По истечению 10 дней поставщик предоставил ответ ссылаясь на невозможность поставки дров без предоставления удостоверяющих факт наступления обстоятельств непреодолимой силы.
По состоянию на 01.11.2022 товар не был поставлен заказчику.
Требования заказчика поставщик не исполнил, обязанности по контракту не исполняет.
Согласно п. 4.4.7. контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4.7 контракта, Гражданским кодексом Российской Федерации заказчиком принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта N01903000012220005210001 от 05.08.2022.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 17.11.2022 NАД/4132, представил возражение по делу (объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта).
Из объяснения Поставщика следует, что 01.11.2022 года Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), а также предъявил Требование об уплате штрафов и пеней от 01.11.2022 г. N 98, на сумму 25 100,65 рублей, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных Контрактом (далее-Требование). Поводом для принятия указанного Решения Заказчик определил тот факт, что Поставщик обязанности по Контракту не исполнил, Товар не поставил.
Указанные Решение и Требование Заказчика, Поставщик считает необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
По информации Поставщика, приступив к исполнению сразу после заключения Контракта, Поставщик столкнулся с обстоятельствами непреодолимой силы. Поставку крупногабаритного товара в село Нори в летне-осенний период, возможно осуществить исключительно по водным путям, через русла рек Надым и Обь. В названный период уровень воды в акватории села Нори не позволял вход транспортных судов для осуществления поставки товара. В отсутствие иных путей поставки Поставщик, в силу объективных обстоятельств независящих от него, не смог своевременно исполнить условий Контракта, о чем неоднократно уведомлял Заказчика.
В момент оповещения Заказчика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих осуществить поставку товара, Заказчик не выражал сомнений по факту возникновения указанных обстоятельства. В сложившейся ситуации Поставщик активно пытался найти способ для решения вопроса, однако Заказчик не проявлял встречной заинтересованности, игнорировал письма Поставщика и в нарушение пункта 10.1 Контракта, выставил штрафные санкции за несвоевременное исполнение Контракта. По причине отсутствия своевременной реакции со стороны Заказчика, в ситуации возникшей неопределенности. Поставщик вынужденно понес убытки, связанные с простоем зарезервированных под исполнение настоящего Контракта мощностей Организации. В настоящее время ситуация с отсутствием путей доставки Товара в с.Нори сохраняется, навигационные действия на реках прекращены. Вместе с тем, Поставщик не отказывается от исполнения взятых обязательств и готов поставить товар в полном объеме. Однако в сложившихся обстоятельствах исполнение Контракта возможно только после обледенения поверхности рек и открытия зимней дороги до села Нори.
Согласно п. 10.1. Контракта, Стороны не несут ответственность за полное или частичное неисполнение предусмотренных Контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.
В соответствии с п. 10.2. Контракта, в случае если надлежащее исполнение Стороной предусмотренных Контрактом обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, такая Сторона не позднее 10 дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств.
Пункты Контракта, а также нормы действующего законодательства Поставщиком были соблюдены в полной мере. Заключая настоящий Контракт, Поставщик действовал с целью получения экономической выгоды от исполнения Контракта и не мог знать, что столкнётся с природными обстоятельствами непреодолимой силы. С момента заключения Контракта Поставщик действовал добросовестно и проявил должную заботливость для разрешения сложившейся ситуации.
На основании изложенного, Поставщик просил сведения об ООО "Сатэк" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
05.08.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 01903000012220005210001 (далее - Контракт).
01.11.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.11.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 02.11.2022 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 14.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 05.08.2022. Из контракта следует, что поставка дров осуществляется Поставщиком в срок до 31.08.2022.
В объяснении Поставщика указаны причины неисполнения обязательств по контракту.
На заседании Комиссии были рассмотрены представленные Поставщиком документы, подтверждающие, что Поставщик не уклонялся от исполнения Контракта, принимал меры, направленные на его исполнение.
На заседании Комиссии было рассмотрено письмо Поставщика, исх. N 600 от 30.08.2022 в адрес Заказчика, из которого следует, что Поставщик информировал Заказчика о том, что уровень воды в акватории села Нори не позволяет вход транспортных судов для поставки товара, в связи с отсутствием иного пути поставки необходимой продукции в село, просил продлить сроки поставки товара до конца октября 2022 года (конец навигационного времени). Письмом исх. N 768 от 10.10.2022 Поставщик предложил Заказчику рассмотреть вопрос о переносе сроков поставки товара на более поздний срок. Цена контракта и порядок расчетов остается неизменным за минусом оплаченной суммы выставленной претензии N 750 от 06.10.2022 (в дополнении от 10.10.2022). Реальным сроком поставки товара Поставщик предложил 30.12.2022.
Комиссия отмечает, что 10.10.2022 Поставщик направил Заказчику информационный акт о том, что возможность навигационных действий для прохода большегрузных транспортных судов в акватории реки Надым с 10.08.2022 по 10.10.202 отсутствовала.
Комиссия отмечает, что Заказчик в материалы дела не представил сведений, подтверждающих направление ответа на письма Поставщика.
Комиссия полагает, что вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения поставщика при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого, могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции, проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Поставщика или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, для защиты своих прав, Поставщик, не согласившись с Решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, с исковым заявлением о признании указанного Решения незаконным. Указанное исковое заявление Арбитражным судом принято в производство 10.11.2022 г., дело N А81-12531/2022.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Сатэк" (ИНН 8903035954) представленную Заказчиком - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" с. Нори Надымского района" (ИНН 8903020404) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 01903000012220005210001 от 05.08.2022 на поставку дров, цена контракта - 1 296 816,38 рублей, (извещение N 0190300001222000521), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 ноября 2022 г. N 089/06/104-1007/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022