Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Барышев А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи | ||
- Шмелева А.Ю. |
- |
представителя ООО "Нижегородстройпроект" (доверенность б/н от 16.11.2022), |
- Масюковой Ю.Н. |
- |
представителя Департамента экономического развития администрации города Нижнего Новгорода (доверенность |
- Хазовой Ю.Ю. |
- |
представителя Департамента экономического развития администрации города Нижнего Новгорода (доверенность |
- Вершининой М.В. |
- |
представителя администрации Приокского района города Нижнего Новгорода (доверенность N01-09/04/03-12-47 от 16.11.2022), |
- Черешневой В.В. |
- |
представителя администрации Приокского района города Нижнего Новгорода (доверенность N01-09/04/03-12-47 от 16.11.2022), |
- Аристовой Д.Н. |
- |
представителя администрации Приокского района города Нижнего Новгорода (доверенность N01-09/04/03-12-47 от 16.11.2022). |
рассмотрев посредством видеоконферецсвязи жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нижегородстройпроект" (далее также - ООО "Нижегородстройпроект", общество, заявитель) о нарушении администрацией Приокского района города Нижнего Новгорода (далее также - заказчик) и Департаментом экономического развития администрации города Нижнего Новгорода (далее также - уполномоченное учреждение) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком и уполномоченным учреждением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Выполнение работ по содержанию объектов озеленения Приокского района города Нижнего Новгорода с 01.01.2023 по 31.12.2024 (от ул. Ларина до дер. Ольгино)", номер извещения 0132300007522001299 (далее также - открытый конкурс в электронной форме).
По мнению заявителя, положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушения не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Нижегородского УФАС России, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 02.11.2022 в единой информационной системе и на электронной площадке АО "ЕЭТП" размещены извещение и документация по объекту закупки: "Выполнение работ по содержанию объектов озеленения Приокского района города Нижнего Новгорода с 01.01.2023 по 31.12.2024 (от ул. Ларина до дер. Ольгино)", номер извещения 0132300007522001299.
Начальная (максимальная) цена контракта - 74 566 057,40 рублей.
Рассмотрение жалобы назначено на 17.11.2022, в последующем был объявлен перерыв и заседание продолжилось 18.11.2022.
2) По мнению заявителя, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно заказчиком, уполномоченным учреждением установлен ненадлежащий порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления Правительства РФ от 21.12.2021 N 2604.
Пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого конкурса в электронной форме.
Согласно пунктам 5, 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком, Уполномоченным учреждением установлено следующее:
"Критерий оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Детализирующий показатель оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров".
В соответствии с порядком оценки подлежат признанию:
"1.1. Копии надлежащим образом исполненных участником закупки договоров (контрактов), предметом которых является комплекс работ (оказание услуг) по содержанию объектов озеленения".
По мнению заявителя, указанные положения документации носят неоднозначный характер, в связи с чем ООО "Нижегородстройпроект" направило запрос разъяснений, а именно:
"Просим разъяснить со ссылкой на конкретные положения правовых актов и документации, какие конкретно виды работ относятся к "комплексу работ (оказания услуг) по содержанию объектов озеленения", предоставить исчерпывающий и однозначный перечень таковых.
Также просим раскрыть значение термина "комплекс" применительно к выполнению работ (оказанию услуг) по содержанию объектов озеленения, в чем именно сущностное отличие выполнения "комплекса работ" от выполнения одного или нескольких видов работ применительно к содержанию объектов озеленения".
По результатам рассмотрения запроса дан следующий ответ:
"В соответствии с пп. в) ч. 28. ПП РФ N 2604
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Учитывая, что локальные сметные расчеты содержат комплекс выполняемых работ по содержанию (уходу) за озелененными территориями, расположенными на территории района, что является предметом контракта настоящего конкурса, подтверждением наличия у участника опыта выполнения работ будет являться копии надлежащим образом исполненных договоров (контрактов) предметом которых является СОПОСТАВИМЫЙ комплекс работ (оказание услуг) по содержанию объектов озеленения СВЯЗАННЫХ С ПРЕДМЕТОМ КОНТРАКТА.
Сопоставимость представленных участником документов с требованиями настоящего конкурса будет рассматриваться конкурсной комиссией при оценке заявок".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно разделу 5. Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" Положения установлено, кроме прочего, следующее:
24. Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
25. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
26. Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
28. В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Однако установление требования о том, что для оценки по детализирующему показателю будут приниматься контракты, предметом которых является комплекс работ (оказание услуг) по содержанию объектов озеленения, не позволяет потенциальным участникам закупки прийти к однозначному выводу какие именно контракты следует предоставить в составе заявки для оценки, какие виды работ должны быть выполнены в рамках исполнения контрактов, предъявляемых к оценке и какие контракты комиссией будут учтены при оценке заявок по детализирующему показателю.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, требования к опыту работы, связанному с предметом контракта в рамках оценки (подпункт "в" пункта 24 Правил оценки) должны быть понятны потенциальным участникам закупки и членам конкурсной комиссии, которые будут осуществлять оценку поданных заявок.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что аналогичным образом сформированы критерии оценки при проведении еще 8 конкурсных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по аналогичным объектам закупок на территории различных районов города. На действия заказчиков таких конкурсных процедур и уполномоченного учреждения также поданы жалобы, при рассмотрении которых заказчики на заседаниях Комиссии Нижегородского УФАС России не смогли прийти к однозначному выводу о том какие именно контракты будут приняты и зачтены в качестве подтверждения опыта по детализирующему показателю и какие виды и объемы работ должны присутствовать в таких контрактах для того чтобы контракт был учтен конкурсной комиссией при оценке заявок, при том что формулировка порядка оценки заявок по нестоимостным критериям полностью идентична во всех 9 конкурсных процедурах. Так например, представители администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России (до объявления перерыва в заседании) пояснили, что к оценке будут приняты контракты, в рамках исполнения которых выполнялось не менее двух видов работ, содержащихся в ведомости объемов работ, являющейся приложением к извещению о проводимом администрацией Сормовского района открытом конкурсе в электронной форме, в то время как представители администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода пояснили, что предоставляемые для оценки контракты должны содержать не менее половины видов работ, содержащихся в ведомости объемов работ по проводимому администрацией Ленинского района города Нижнего Новгорода открытому конкурсу в электронной форме.
Согласно разделу II "Порядка рассмотрения и оценки заявок" извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком, Уполномоченным учреждением установлено:
"Оценке не подлежат контракты, выполнение работ по которым не завершено (являются незавершенными). При этом для целей оценки фактически выполненных работ (оказанных услуг) будет учитываться стоимость выполненных работ (оказанных услуг), указанная в актах выполненных работ или иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме".
Указанное выше также не соответствует принципам открытости и прозрачности при проведении конкурсной процедуры, поскольку не позволяет прийти к однозначному выводу, будет ли оцениваться фактически исполненный объем обязательств по контрактам, в случае, если исполнение таких контрактов в полном объеме еще не завершено.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным учреждением установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком и Уполномоченным учреждением требований части 8 статьи 32 и части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, жалоба заявителя признается обоснованной.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России допущенные Заказчиком, Уполномоченным учреждением нарушения являются существенными, и могут быть устранены путем отмены всех протоколов, внесения изменений в извещение и продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нижегородстройпроект" о нарушении администрацией Приокского района города Нижнего Новгорода и Департаментом экономического развития администрации города Нижнего Новгорода требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для обеспечения нужд заказчика по объекту закупки: "Выполнение работ по содержанию объектов озеленения Приокского района города Нижнего Новгорода с 01.01.2023 по 31.12.2024 (от ул. Ларина до дер. Ольгино)", номер извещения 0132300007522001299, обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченное учреждение нарушившим требования части 8 статьи 32 и части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, конкурсной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Барышев
Члены комиссии А.В. Воронков
М.В. Ветров
Исп.Ветров М.В.
тел.+7(831) 431-73-87 вн. 052-707
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18 ноября 2022 г. N 052/06/105-3139/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022