Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе жалобу ООО "Фармкомпас" на действия закупочной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003422007163) (далее - запрос котировок),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафто.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа в связи с отклонением его заявки на участие в закупке по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов аукциона.
В обоснование доводов жалобы указал, что из описания объекта закупки следует, что к поставке требовался лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор 50 мг+75 мг/75 мг, 168 шт.
При этом участнику закупки возможно предложить 2 лекарственных препарата в следующих комбинациях:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Лекарственный препарат с торговым наименованием (ТН): Симдеко |
Комбинация препаратов: Лекарственный препарат ТН Симкеви+лекарственный препарат ТН Калидеко |
одна коробка |
две коробки |
4 блистера с таблетками, покрытыми пленочной оболочкой, из одной коробки. В каждой коробке находится 4 блистера. Каждый блистер содержит 14 таблеток, из которых 7 таблеток с действующим веществом Тезакафтор+Ивакафтор и 7 таблеток с действующим веществом Ивакафтор. |
5 блистеров с таблетками, покрытыми пленочной оболочкой, из разных коробок. Первая упаковка содержит 4 блистера по 7 таблеток с действующим веществом Тезакафтор+Ивакафтор (ТНСимкеви); Вторая упаковка содержит 1 блистер по 28 таблеток с действующим веществом Ивакафтор (ТН Калидеко). |
В этой связи, заявитель отмечает, что фактически указанные лекарственные препараты различаются только количеством коробок, в которые расфасован лекарственный препарат. Прочие потребительские характеристики и фармакологические свойства товаров идентичны. Количество действующего вещества в указанных лекарственных препаратах, а также общее количество таблеток также одинаково. В свою очередь, заявителем к поставке предложен лекарственный препарат ТН Симкеви+ ТН Калидеко (то есть 2 вариант), что полностью соответствовало потребности заказчика.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, пояснив, что заявителем в составе заявки предложен к поставке препарат не соответствующий описанию объекта закупки. К поставке требовался лекарственный препарат с МНН Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор, заявитель же предложил два других лекарства с МНН Тезакафтор+Ивакафтор и с МНН Ивакафтор, вместо одного. Кроме того, указал, что при принятии решения комиссией было учтено заключение заказчика, а также Протокол консилиума врачей ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Протокол заседания подкомиссии врачебной комиссии по оценке качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе рациональному назначению лекарственных средств в Клинике ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, решение Центрального суда г. Тюмени по делу N2-9188/202.
Представитель Заказчика позицию уполномоченного органа поддержал, пояснил, что к поставке требовался лекарственный препарат с торговым наименованием Симдеко (Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор) для конкретного пациента, назначенный ему по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.07.2021, на постоянной основе до отмены препарата.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пп. "а" п. 2 части 1 статьи 43 Заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе (аналогичное требование содержится в п.2 раздела 2 Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению (Приложение N 4 к Извещению).
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1(при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчика -ГБУЗ ТО "ОКБ N1" выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор.
Извещение о закупке 26.10.2022 г. размещено в единой информационной системе: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером 0167200003422007163. НМЦК-7 257 600,00 рублей.
Из Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению) следует, что к поставке требуется следующий лекарственный препарат.
Международное непатентованное наименование лекарственных препаратов либо при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования |
Функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара) |
Объем, количество/ единица измерения |
Эквивалентные лекарственные формы и дозировки |
Объем, количество/ единица измерения, требующиеся заказчику в случае поставки эквивалентных лекарственных форм и дозировок* |
Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 50 мг+75 мг/75 мг |
168 шт |
таблетки, 50 мг+75 мг/75 мг |
168 шт |
Также из Описания объекта закупки следует следующее:
* Участник вправе предложить лекарственный препарат в эквивалентной лекарственной форме таким образом, чтобы поставка товара осуществлялась в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и в общем количестве не меньше заявляемого Заказчиком.
При этом, если количество товара, поставляемого Заказчику во вторичной (потребительской) упаковке, превышает количество товара, указанного в спецификации, поставка товара сверх количества, указанного в спецификации, осуществляется за счет Поставщика.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 08.11.2022 по электронному аукциону 0167200003422007163 на участие в закупке поступило 2 заявки, заявка ООО "Фармкомпас" отклонена от участия в аукционе на основании п. 1 ч. 12 ст.4 Закона о контрактной системе - несоответствие информации и документов, предусмотренных пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. Закона о контрактной системе, требованиям п. 2.1 раздела 1, раздела 2 Требований к содержанию, составу заявки, инструкции по ее заполнению, п. 1 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению):
- в заявке участника закупки характеристики предлагаемого участником закупки лекарственного препарата не соответствуют показателям, установленным в описании объекта закупки. В п. 1 Описания объекта закупки к поставке требуется: Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор таблетки, покрытые пленочной оболочкой 50 мг+75 мг/75 мг 168 шт, в заявке участник закупки предлагает:
1. Тезакафтор+Ивакафтор (ТН Симкеви) таблетки, покрытые пленочной оболочкой 50 мг+75 мг 84 штуки;
2. Ивакафтор (ТН Калидеко) таблетки, покрытые пленочной оболочкой 75 мг 84 шт.
Материалами дела установлено, что ООО "Фармкомпас" предложен к поставке следующий лекарственный препарат.
МНН |
Торговое наименование |
Лекарственная форма, дозировка лекарственного средства |
Единица измерения товара |
Фирма производитель лекарственного препарата |
Страна товара |
Тезакафтор+Ивакафтор |
Симкеви |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 50 мг+75 мг 84 штуки |
шт |
Vertex |
Ирландия |
Ивакафтор |
Калидеко |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 50 мг+75 мг 84 штуки |
шт |
Vertex |
Ирландия |
Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав описание объекта закупки, заявку ООО "Фармкомпас" на участие в электронном аукционе приходит к выводу, что предложенный заявителем к поставке товар полностью соответствует требованиям, изложенным в Описании объекта закупки.
Как указал представитель заявителя и не опровергнуто лицами, участвующими в рассмотрении дела, к поставке можно предложить лекарственные препараты с торговыми наименованиями: Симдеко и Симкеви+ Калидеко. Лекарственный препарат с ТН Симдеко это комбинированные таблетки, упакованные совместно с таблетками Ивакафтор в одну коробку. Принимаются пациентов по 2 таблетки одновременно (одна таблетка с действующим веществом -Тезакафтор+Ивакафтор, вторая таблетка с действующим веществом Ивакафтором). Предложенный к поставке заявителем лекарственный препарат ТН Симкеви содержит таблетки с действующим веществом Тезакафтор+Ивакафтор в одной коробке и лекарственный препарат с ТН Калидеко с действующим веществом Ивакафтор в другой коробке. Принимаются также пациентом по 1 таблетке из разных коробок.
Различие данных препаратов лишь в том, что лекарственный препарат ТН Симдеко содержит набор таблеток МНН Тезакафтор+Ивакафтор /Ивакафтор в одной упаковке.
В свою очередь, из описания объекта закупки не следует, что к поставке требуется лекарственный препарат МНН Тезакафтор+Ивакафтор /Ивакафтор исключительно в одной упаковке.
Кроме того, согласно примечанию к описанию объекта закупки участник был вправе предложить лекарственный препарат в эквивалентной лекарственной форме таким образом, чтобы поставка товара осуществлялась в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и в общем количестве не меньше заявляемого Заказчиком.
Указанные требования заявителем в полной мере были соблюдены, однако вопреки условиям извещения об осуществлении закупки, описания объекта закупки, комиссия уполномоченного органа в нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе неправомерно отклонила заявку общества по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика от 08.11.2022 N 0167200003422007163.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России на основании п.1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществив внеплановую проверку в отношении проводимой субъектами контроля процедуры определения поставщика установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации и т.д.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.
Согласно пояснениям представителя Заказчика к поставке требовался лекарственный препарат с конкретным торговым наименованием Симдеко (Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор) для конкретного пациента, назначенный ему по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.07.2021, на постоянной основе до отмены препарата.
В свою очередь, описание объекта закупки содержит указание на международные непатентованные наименования лекарственного препарата, требуемого к поставке, без указания на торговое наименование лекарства (Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор), что по сути не соответствует фактической потребности заказчика в закупаемом препарате, учитывая, что к поставке требуется определенный лекарственный препарат для конкретного пациента, назначенный ему на основании решения врачебной комиссии.
Указанное обстоятельство, безусловно, вводит в заблуждение участников рассматриваемой закупки относительно требуемого к поставке препарата и тем создает условия в дальнейшем для необоснованного отклонения от участия в закупке.
Таким образом, описание объекта закупки, установленное в извещении о проведении аукциона, а также выбранный способ проведения закупки не соответствует реальной потребности Заказчика, в связи с чем Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пп. 1,6 части 1 статьи 33, пп. "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая обстоятельства дела, а также характер допущенного нарушения, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес уполномоченного органа, заказчика обязательное для исполнения предписание об аннулировании электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор (0167200003422007163).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Фармкомпас" на действия закупочной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор (0167200003422007163) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссии Управления государственных закупок Тюменской области нарушившей пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика ГБУЗ ТО "ОКБ N1" нарушившим пп. 1,6 части 1 статьи 33, пп. "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 ноября 2022 г. N 072/06/44/191/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022