Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов"
- Хамитова А.Р. (по доверенности),
Заказчик: Государственное казенное учреждение Управление капитального строительства Республики Башкортостан
- Ахунов А.Х. (по доверенности),
Заявитель: ООО "Ренессанс-мед"
- Конин А.А. (по доверенности).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Ренессанс-мед" (вх. 16980/22 от 11.11.2022) на действия Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения закупки N 0801500001122001487 "Поставка анализатора мочи ИВД, лабораторного, автоматического для объекта "Строительство больницы на 63 койки со станцией скорой помощи с. Большеустьикинское Мечетлинского района РБ (2 очередь)" (национальный проект "Здравоохранение") ".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно требования Технического задания ограничивают конкуренцию.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным органом была представлена информация по закупке N 0801500001122001487.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что "документация к аукциону N0801500001122001487 содержит заведомо неисполнимые требования, а именно:
В п.1.6 описания объекта закупки заказчиком установлено требование:
1.6 |
Функция автоматического обновления ПО с внешнего USB-носителя |
Наличие |
Данное требование, во-первых, противоречит принципам 44-ФЗ и 135-ФЗ в части ограничения конкуренции, т.к. безальтернативное требование обновления ПО, в автоматическом режиме и обязательно с внешнего USB-носителя - не позволяет принять участие неограниченному количеству производителей, т.к. обновление ПО можно производить в том числе посредством сети Internet, а также через CD-носитель, заменой внутреннего накопителя информации, либо другими способами. При этом на качество или работу самого анализатора способ обновления ПО не влияет.
Так же считаем, что п. 1.6 невозможно выполнить, т.к. он противоречит действующему законодательству РФ в той части, что любое изменение ПО анализатора прямо нарушает законодательство РФ в части 323-ФЗ, т.к. при поставке и установке оборудования на нем должно быть установлено ПО, которое соответствует инструкции и/или иному документу, являющимся неотъемлемой частью регистрационного досье. Программное обеспечение является важной частью испытаний безопасности и эффективности медицинского оборудования при его государственной регистрации органами Росздравнадзора.
Любое несоответствие ПО анализатора, от версии установленной на оборудовании, является уголовно наказуемым нарушением (продажей незарегистрированного медицинского изделия, ч.1 ст. 238.1 УК РФ "Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок")."
Заказчиком представлены письменные и устные пояснения, исходя из которых установлено следующее.
Заказчиком установлено данное требование, для возможности своевременно осуществлять техническую поддержку оборудования в рамках обязательной гарантии производителя, с учетом географической удаленности места поставки оборудования от авторизованных сервисных центров.
Данное требование не влечет ограничение количества участников закупки, установлено с целью соблюдения требований действующего законодательства. Данное требование не является избыточным и не накладывает каких-либо дополнительных ограничений по наличию специфических разрешительных документов например лицензия на осуществление технического обслуживания.
Данное Требование не является избыточным и не ограничивает количество участников закупки, поскольку любой участник закупки в праве предложить оборудование отвечающее данному требованию.
В связи с тем, что закупаемое оборудование предназначено для выполнения медицинских исследований биологического материала пациентов, а также хранения информации о проведенных анализов и полученных результатах, что является персональной информацией и попадает под закон о защите персональных данных.
В связи с этим, использование Internet сети, для обновления ПО, категорически не приемлемо, с учетом особых требований предъявляемых к защите персональных данных пациентов в лечебных учреждениях согласно действующему законодательству должны использоваться только "закрытые" локальные сети без возможности внешнего доступа.
Уполномоченное учреждение также представило письменные пояснения:
"Довод Заявителя о неправомерности установления Заказчиком в п. 1.6 описания объекта закупки требования - "функция автоматического обновления ПО с внешнего USB-носителя" считаем необоснованным, поскольку установление в описании предмета закупки данного требования не является ограничением конкуренции, и преследует цель получения качественного и отвечающего потребностям Заказчика товара.
При этом в указанном спорном пункте отсутствует указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя реагента.
Кроме того, в документации об электронном аукционе (закупка N 0801500001122001487) отсутствует требование для участников закупки (потенциальных поставщиков) о необходимости представить документы, подтверждающие наличие функции автоматического обновления ПО и только с внешнего USB-носителя, как на стадии подачи заявки, так и после заключения государственного контракта и при поставке товара."
Кроме того, в адрес комиссии УФАС по РБ поступила сравнительная таблица от ГКУ РБ РЦТ, в соответствии с которой требованиям Технического задания соответствуют товары следующих производителей:
1) Анализатор мочи LabUMat 2, 77 Elektronika, ФСЗ N2008/01276 от 29.10.2012, Венгрия;
2) Анализатор мочи UriLit-1600, URIT Medical Co Electronic Co, РЗН N2021/14553 от 09.06.2021, Китай.
Антимонопольный орган обращает внимание, что требование пункта 1.6 Технического задания звучит как "Функция автоматического обновления ПО с внешнего USB-носителя". Данная формулировка не означает, что поставляемое оборудование должно иметь возможность обновления обеспечения исключительно посредством внешнего USB-носителя, возможны и иные варианты, если это предусмотрено оснащением конкретного устройства.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно п. 3.2 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющегося приложением к Приказу ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), жалоба подается на русском языке. Жалоба подается в письменной форме и должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 8 статьи 105 Федерального закона. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Заявитель доказательств своего довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Далее, Заявитель ссылается на пункт 1.10 Технического задания:
1.10 |
Возможность интеграции с автоматическим анализатора мочи с формированием единого протокола исследований на едином экране |
|
Наличие |
Заявитель указывает: При этом данное требование не содержит информации о том, с каким анализатором мочи закупаемое оборудование должно быть совместимо, по каким протоколам или параметрам должна проходить интеграция. Данная формулировка требования 1.10 не отвечает принципам ст. 1 44-ФЗ в части прозрачности проведения процедуры государственной закупки, так как не ясно как и по каким характеристикам будет вестись приемка оборудования, что в свою очередь открывает возможности к злоупотреблениям и отсутствию объективности на стадии приемки приобретаемого оборудования.
Представитель Заказчика в ходе заседания комиссии УФАС по РБ уточнил, что при формировании пункта 1.10 Технического задания подтвердил, что была допущена техническая ошибка и данное требование может ввести потенциального участника закупки в заблуждение.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, комиссией установлено, что п. 1.10 Технического задания не позволяет определить, с каким оборудованием Заказчика необходимо обеспечить совместимость у закупаемого товара.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Жалоба признается обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-мед" частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Ларшутин Р.С.
Текст документа
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Ларшутин Р.С.
тел.(347) 216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 ноября 2022 г. N ТО002/06/106-2147/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022