Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
в присутствии представителей:
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 25.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145300008922000247 на поставку оборудования для детских площадок (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 548 962,00 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0145300008922000247 от 08.08.2022 (далее - Контракт).
Цена Контракта по результатам аукциона составила: 1 161 721,50 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.10.2022, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п.12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Спецификацией (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.1. Предметом настоящего Контракта (объектом закупки) является поставка оборудования для детских площадок, далее - товар, в соответствии с условиями настоящего контракта, требованиями Технического задания (Приложение N 1) и Спецификации (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Монтажные работы должны быть выполнены в соответствии с действующими требованиями законодательства Российской Федерации и технических регламентов, в том числе: ГОСТ 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" и иметь необходимые сертификаты для данного вида работ.
Согласно Контракта
- 1.2. Перечень и характеристики товара определены Техническим заданием (Приложение N 1);
- 1.3. Место поставки товара: Ленинградская область г. Гатчина, ул. Володарского, д. 27;
-3.1. Срок поставки и монтажа товара по настоящему Контракту: с даты заключения контракта 45 (Сорок пять) рабочих дней.
По п. 3 Технического задания срок поставки включает в себя доставку, разгрузку силами и средствами поставщика и установку по адресу места поставки.
Согласно п. 4.4. Контракта Документ о приемке, подписанный Поставщиком, после размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
При этом, на основании п. 4.5. Контракта не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно Контракту Исполнитель обязан среди прочего:
- 6.2.1. Осуществить поставку и установку товара, с надлежащим качеством в соответствии с Приложениями 1 и 2 к настоящему контракту в сроки, установленные настоящим контрактом. Поставляемый товар должен иметь различные характеристики, хотя бы по одному показателю, в рамках предложенных конкретных показателей, соответствующих требованиям к поставляемым товарам;
- 6.2.2. Обеспечить соблюдение норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды.
- 6.2.3. По первому требованию Заказчика представить ему сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие соответствие используемых материалов требованиям качества. Обеспечить Заказчику возможность оперативного контроля качества применяемых материалов, в том числе и путем использования инструментальных методов.
- 6.2.4. Привлекать к установке товара только квалифицированных рабочих, имеющих соответствующий разряд и прошедших медицинское освидетельствование в случаях, установленных нормативно-правовыми актами в области строительства.
- 6.2.5. Соблюдать требования миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, в том числе не привлекать иностранных рабочих без соответствующей регистрации и без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, когда такие обязанности установлены действующим законодательством Российской Федерации.
- 6.2.6. Обеспечивать сохранность товаров, материалов и оборудования.
- 6.2.7. Содержать рабочую площадку и прилегающие к ней участки свободными от отходов, образующихся при установке товар и обеспечивать их своевременный вывоз.
- 6.2.11. За счет собственных средств устранять выявленные недостатки по получении от Заказчика мотивированной письменной претензии относительно качества составляющих товар.
- 6.2.12. Принимать, рассматривать и давать письменные ответы по результатам рассмотрения претензий и по устранению указанных Заказчиком нарушений в течение 2 (двух) дней с момента получения претензий от Заказчика.
В виду п. 11.1 Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его заключения и действует по 31 декабря 2022 года.
При этом по п. 11.2. окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств Сторон по контракту, который признается действующим до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему.
Кроме того, согласно п. 11.3. окончание срока действия контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно п. 4 Технического задания поставка и установка товара осуществляется силами и за счет Поставщика. При поставке товара Поставщик обязан произвести доставку, разгрузку товара и утилизацию упаковки. Товар, поставляемый Поставщиком Заказчику, должен соответствовать всем условиям настоящего Описания объекта закупки (далее - Техническое задание), а также быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств). Товар поставляется в оригинальной заводской либо иной допустимой упаковке, соответствующей обязательным требованиям, обеспечивающей его полную сохранность, товарный вид и предохраняющей от всякого рода повреждений, в том числе при транспортировке и хранении, с учётом перегрузок и длительного хранения, способную предотвратить его повреждение, порчу или загрязнение во время перевозки, непосредственного воздействия на него атмосферных осадков при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах. Маркировка должна соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым к маркировке товара такого рода, содержать всю необходимую в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. При поставке Поставщик передает Заказчику товарную накладную в 2-х экземплярах, подписанную со стороны Поставщика, а также счет и счет-фактуру (при необходимости).
Согласно спецификации, Заказчику необходимы 26 элементов к поставке и установке:
1 |
Игровая панель "Кораблик" |
2 |
Игровая панель "Шестеренки" |
3 |
Игровая панель "Солнечные часы" |
4 |
Игровая панель "Коты" |
5 |
Игровая панель "Веселая ферма" |
6 |
Игровая панель "Яблонька" |
7 |
Игровая панель "В пути" |
8 |
Игровой модуль "Бензовоз с прицепом" |
9 |
Игровая панель "Теремок" |
10 |
Игровая панель "Наведи порядок" |
11 |
Игровая панель "Сундучок пирата" |
12 |
Игровая панель "Полет бабочки" |
13 |
Бизиборд "Рыжий кот" |
14 |
Бизиборд "Желтый кот" |
15 |
Игровой элемент "Собачка" |
16 |
Игровой элемент "Золотая рыбка" |
17 |
Игровой элемент "Медвежонок" |
18 |
Игровой элемент "Петушок" |
19 |
Игровой элемент "Кошка" |
20 |
Лаз "Дерево" |
21 |
Игровое оборудование - лаз "Шагоход" |
22 |
Игровое оборудование "Лабиринт" |
23 |
Игровое оборудование "Шаговый тренажер" |
24 |
Игровое оборудование "Гребной тренажер" |
25 |
Игровой комплекс "Паровозик" |
26 |
Игровой модуль "Арифметика" |
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, Спецификации, а также его приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах поставляемого товара.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта от 24.10.2022 принято в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно в срок действия Контракта Участником в надлежащем виде поставлен и установлен лишь 1 элемент из 26, остальной Товар либо не соответствовал по техническим характеристикам, либо вовсе не привезен в полном объеме (не хватало части элементов).
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами:
08.08.2022 Участник и Заказчик заключили Контракт.
07.10.2022 Заказчиком через функционал ЕИС Участнику направлена Претензия N 131 о необходимости в течение 10 (десяти) рабочих дней поставить и приступить к выполнению работ по монтажу.
После получения данной Претензии и после срока истечении исполнения обязательств по Контракту, Участник начала производить частичный завоз Товара на территорию Заказчика (вместе с тем, вышеуказанные поставки не согласовывались, через ЕИС акты Поставщиком не оформлялись, в связи с чем оснований для их приемки и проверки у Заказчика не возникало).
24.10.2022 посредством размещения в ЕИС Заказчиком размещено Уведомления N 151 и Приказ об одностороннем отказе от исполнения Контракта, поскольку на вышеуказанную дату ни один элемент не был установлен.
Ответным письмом от 25.10.2022 N 224 Поставщик разместил в ЕИС возражения к решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, сообщив, что в настоящее время заключен договор на изготовление оборудования с ООО "Стройкомсервис", а в настоящее время происходит организация мероприятий по направлению работников для исполнения обязательств по установке оборудования.
26.10.2022 Заказчик письмом исх. N 153 указал, что его доводы не являются обоснованием причин нарушения сроков поставки и монтажа товара согласно Контракта, в связи с чем, оснований для отзыва одностороннего отказа не имеется.
27.10.2022 Поставщик посредством электронной почты прислал Письмо-уведомление N 85 о прибытии сотрудников Поставщика для выполнения работ по установке и монтажу и о "запрете Заказчиком впустить их на территорию".
27.10.2022 Заказчик письмом N 155 сообщил, что:
- Участник заранее не информировал Заказчика о прибытии на объект;
- все лица от Участника были допущены на объект;
- в связи с повышенной террористической опасностью и неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в последующем Участнику необходимо обеспечить наличие списка и сопроводительных документов у посторонних лиц, находящихся на территории Заказчика (дошкольного образовательного учреждения), а именно документов, подтверждающих личность и флюорографическое обследование каждого работника.
Поскольку Участник упорно настаивал на том, что его лица не были допущены, в материалы дела Ленинградского УФАС, со стороны Заказчика приобщены видеоматериалы закрытой территории дошкольного учреждения, которыми подтверждается, что сотрудники Поставщика 27.10.2022 беспрепятственно произвели осмотр привезенного Товара, определили объем предстоящих работ по установке и монтажу Товара.
01.11.2022 Поставщик посредством электронной почты предоставил Гарантийное письмо (исх. N 51) о допоставке недостающих элементов к товару в течение трех рабочих дней, а также письмо "О допуске рабочих на территорию" (исх. N 89) со списком сотрудников Поставщика.
03.11.2022 двое сотрудников Поставщика предоставив необходимые документы в сопровождении представителя Заказчика согласовали и указали места установки товара, соответствующего Техническому заданию Контракта.
Вместе с тем, при осмотре привезенного Товара, Заказчиком были выявлены несоответствия по 25 из 26 позиций.
Так как, объем несоответствий значительный, Комиссия считает возможным в качестве примера указать их на двух позициях:
- Игровой модуль "Арифметика";
- Игровое оборудование "Шаговый тренажер".
Наименование товара |
Технические характеристики, указанные в Приложении N1 к Техническому заданию КОНТРАКТА N 0145300008922000247 от 08.08.2022, заключенного с ИП Лапшиным С.В. |
ед. изм. |
кол-во |
Выявленные несоответствия товара.
Фото оборудования |
Игровой модуль "Арифметика" |
Габаритные размеры: длиной не менее 1180 мм, шириной не менее 1360 мм, высотой 620 мм Каркас выполнен из профиля не менее 40х40 мм, металл имеет тщательную обработку швов, покрыт порошковой краской в цвет графит серый. Размер каркаса не менее 1230х1000мм Детали сиденья выполнены из влагостойкой фанеры толщиной не менее 18 мм, кромки фанеры тщательно шлифованы, окрашены в синий цвет. Размер сидений не менее 1180х280х18мм Декоративный модуль выполнен из влагостойкой фанеры толщиной не менее 18 мм, кромки фанеры тщательно шлифованы, окрашена с нанесением рисунка - цифры от 1 до 10 Размер декоративного модуля не менее 1180х580х18 мм. Обработка изделий: Кромки фанеры закруглены и шлифованы, окрашены. Для окраски элементов из влагостойкой фанеры применяется водно-дисперсионное покрытие. На фанерных элементах нанесено стилизованное изображение. Финишное покрытие - водно-дисперсионный лак. Изделия из металла имеют плавные радиусы закругления и тщательную обработку швов. В целях безопасности все отдельно выступающие детали и резьбовые соединения закрыты пластиковыми колпачками, края болтов закрыты пластиковыми заглушками. |
шт. |
1 |
Игровой модуль "Арифметика" имеет следующие несоответствия:
1. Согласно Технического задания и Паспорта игрового модуля "Арифметика" игровой модуль должен быть высотой 620 мм, привезенный модуль имеет высоту 650 мм. 2. Согласно Технического задания и Паспорта игрового модуля "Арифметика" игровой модуль должен быть шириной 1360 мм, привезенный модуль имеет ширину 1065 мм. 3. Согласно Технического задания и Паспорта игрового модуля "Арифметика" сидения должны быть синего цвета, сидения в привезенном модуле сидения светло-зеленого цвета. 4. На боковой поверхности декоративного модуля имеет повреждение 5. Привезенный игровой модуль "Арифметика" не имеет никаких крепежей, к
6. В Паспорте игрового модуля "Арифметика " не содержится заводской номер. 7. Эскиз игрового модуля "Арифметика" не соответствует привезенному игровому модулю "Арифметика"
|
Наименование товара |
Технические характеристики, указанные в Приложении N1 к Техническому заданию КОНТРАКТА N 0145300008922000247 от 08.08.2022, заключенного с ИП Лапшиным С.В. |
ед. изм. |
кол-во |
Выявленные несоответствия товара.
Фото оборудования |
Игровое оборудование "Шаговый тренажер" |
Габаритные размеры: длиной не менее 1010 мм, шириной не менее 598 мм, высотой 1213 мм Комплектация Болт анкерный - не менее 4 шт. Стойка - не менее 1 шт. Ручка - не менее 4 шт. Подножка - не менее 2 шт. Описание конструкции Игровое оборудование представляет собой устойчивую конструкцию, обеспечивающую безопасные условия для развития физических способностей на открытом воздухе. Конструкция ударопрочна. Во избежание травм и застревания одежды и частей тела, изделие должно быть разработано и изготовлено в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57538-2017. Изделие крепиться анкерными болтами к бетонному основанию или раме. Отверстия под анкерные болты закрываются пластиковыми заглушками для обеспечения безопасности и эстетического внешнего вида. Движущиеся элементы конструкции оборудования без выступов и заусенцев, углы и края закруглены. Минимальный радиус закругления выступающих элементов изделия, доступных пользователю - не менее 3 мм. Выступающие части болтовых соединений защищены пластиковыми заглушками либо иным способом, предусмотренным требованиями ГОСТ Р 57538-2017 и позволяющими обеспечить безопасность конструкции. Выступающие и доступные торцы труб при их наличии закрыты пластиковыми заглушками. Все металлические части конструкции окрашены, что предотвращает металл от коррозии. Анкерные болты оцинкованы. |
шт. |
1 |
Игровое оборудование "Шаговый тренажер" имеет следующие несоответствия: 1. На ручках тренажера нет накладок, которые предотвращали бы скольжение рук, что не соответствует условиям Контракта, а также ГОСТ Р 57538-2017, как это заявлено в Техническом задании 2. Длина игрового оборудования "Шаговый тренажер" должна быть не менее 1010 мм, как это заявлено в техническом задании и Паспорте игрового оборудования "Шаговый тренажер", привезенное игровое оборудование имеет длину 1000 мм. 3. Ширина игрового оборудования "Шаговый тренажер" должна быть не менее 598 мм, как это заявлено в техническом задании и Паспорте игрового оборудования "Шаговый тренажер", привезенное игровое оборудование имеет ширину 480 мм. 4. Высота игрового оборудования "Шаговый тренажер" должна быть 1213 мм, как это заявлено в техническом задании и Паспорте игрового оборудования "Шаговый тренажер", привезенное игровое оборудование имеет высоту 1100 мм. 5. В Паспорте игрового оборудования "Шаговый тренажер" не содержится заводской номер. 6. Эскиз игрового оборудования "Шаговый тренажер" не соответствует привезенному игровому оборудованию "Шаговый тренажер" Выступающий элемент, к которому крепятся ручки и подножки, является травмоопасным для детей дошкольного возраста
|
Поскольку Участник в нарушении пп. 4.2., 4.3., 4.4. Контракта документ о приемке товара, подписанный Поставщиком не разместил в ЕИС и соответственно не направил Заказчику для его подписания, то Заказчик не мог разместить в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 4.5 Контракта).
Вместо документа о приемке товара Поставщик посредством электронной почты прислал письмо от 03.11.2022 исх. N 91 о вывозе товара с территории Заказчика, а также Акт от 03.11.2022 о "не представлении встречного требования - места установки оборудования" и "вынесении Заказчиком запрета на установку и доставку оборудования, допуска работников, привлечённых по договору подряда".
В материалы дела Ленинградского УФАС, со стороны Заказчика приобщены видеоматериалы закрытой территории дошкольного учреждения, которыми подтверждается, что сотрудники Поставщика 03.11.2022 находились на территории Заказчика (выполнена работа по установке товара "лаз "Дерево", которое явилось единственным оборудованием, соответствующим техническим характеристикам и приложенному Паспорту). По остальному привезенному товару Заказчиком составлялась документация с обоснованием его несоответствия техническим характеристикам, указанным в Контракте.
Кроме того, 03.11.2022 Поставщик разместил в ЕИС Уведомление и Решение (исх. N 90) об отказе от исполнения Контракта, мотивируя "приостановкой доступа работников Поставщика к установке оборудования", "отказом произвести возврат оборудования", "вынесения запрета на нахождение работников на территории Заказчика", ссылаясь на "не подготовку места установки оборудования - демонтажа опасного для использования оборудования".
07.11.2022 Заказчиком в ЕИС был размещен ответ (исх N 157) Поставщику на Уведомление (от 03.11.2022 N 90), в котором Поставщику даны разъяснения о несоответствии указанных Поставщиком доводов фактической действительности. В письме указано, что Заказчик не препятствовал исполнению Контракта по монтажу и установке оборудования Поставщиком для исполнения своих обязательств в установленные Контрактом сроки, также Поставщику доведено до сведения о не препятствии вывоза товара в рабочие дни.
08.11.2022 Поставщик посредством электронной почты уведомил Заказчика письмом N 101 о вывозе наемным транспортным средством оборудования с территории.
08.11.2022 Поставщик вывез оборудования с территории Заказчика (кроме 1 позиции), о чем Заказчик вновь приобщил имеются фото и видеоматериалы.
Поскольку, в установленный срок, Участник не исполнил свои обязательства в полном объеме, Контракт расторгнут, то Заказчик прекратил с Участником взаимодействие.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 24.10.2022;
Согласно данным ЕИС решение получено Участником - 24.10.2022 в 17:05 (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1205980);
Из письменных и устных объяснений Участника, следует, что он не согласен с принятым решением Заказчика, просит не включать Участника в РНП, основные доводы при этом сводятся к следующему:
1) Участник не согласен с Решением Заказчика об одностороннем отказе и оспаривает его в судебном порядке (А56-112308/2022);
2) Заказчик осуществлял "неоднократное чинение препятствий" Участнику путем:
- требования предоставить медицинские документы, которые не предусмотрены Контрактом;
- не указание места установки оборудования и требования демонтировать ранее установленное оборудование.
Из документов Заказчика следует, что:
1) Участник самостоятельно в установленный и дополнительный срок не осуществил поставку Товара и его установку в полном объеме, объект Заказчика находится под постоянным видеонаблюдением, в результате чего, на все спорные даты, он предоставляет Ленинградскому УФАС России записи камер видеонаблюдений о допуске на объект представителей, о нахождении на территории и выполнении ими части работ, а также доказательства фотофиксации всего привезенного товара.
Поскольку Товар (кроме 1 позиции) не поставлен, не передавались и соответствующие сопроводительные документы через ЕИС, оснований для приемки у Заказчика отсутствовали, как и основания взаимодействия с Участником после расторжения Контракта.
2) Оборудование закупалось Заказчиком для конкретные целей, а именно выполнение образовательной функции, действия (бездействия) Участника привели к ущербу, выраженному в нарушении нормального функционирования дошкольного учреждения, что имеет негативные последствия для нормального учебного процесса детей.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает меру в виде включения сведений об Участнике в РНП соразмерной.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Довод Участника о том, что решение об одностороннем отказе Заказчика незаконно не может быть принято в качестве доказательства его заботливости и осмотрительности.
Комиссия, дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не наделена полномочиями рассматривать гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является несостоятельным, а на дату заседания оно не было отменено, само по себе наличие судебного дела А56-112308/2022 не является основанием для Ленинградского УФАС не соблюдать ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения исключительно добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Анализ действий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал и предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта в соответствии с его условиями.
Материалами дела подтверждается, что с Товар начал завозиться лишь после получения Участником претензии и истечения срока исполнения обязательств по Контракту.
Ссылки Участника на то, что неисполнение обязательств в срок и в объемах произошло из-за вины третьего лица (у которого он закупал игровое оборудование) не могут являться для Комиссии доказательством добросовестности Участника, поскольку подписав Контракт, Исполнитель согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями Контракта, являющегося неотъемлемой частью).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия не может принять аргумент Участника, поскольку весь объем и сроки поставки были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с предпринимательскими рисками.
Комиссия аргументирует данный факт также тем, что Участник самостоятельно снизил цену Контракта, сузив границы экономической выгодности приобретения товара, что являлось следствием его активных действий на торгах, которые позволили ему стать победителем среди допущенных заявок с предложением цены в 1 161 721,50, при НМЦК 1 548 962,00 рублей.
Комиссия не может принять во внимание письма, представленные Участником, в качестве доказательства "чинения препятствий" Заказчиком на основании следующего:
- Участник самостоятельно приступил к исполнению обязательств фактически после истечения срока, установленного Контрактом, а в дальнейшем не успел уложиться в 10-дневный дополнительный срок, отведенный Законом о контрактной системе, в результате самостоятельно создал подобную ситуацию;
- материалами фото и видеофиксации Заказчика подтверждается присутствие представителей Участника на территории Участника, в то время как в его письмах речь идет о том, что его вовсе не допустили на объект;
- доказательств отправки Товара, а также отчетной документации со всеми паспортами через ЕИС, как того требует Контракт в материалы дела не представлено;
- согласно п. 6.2.4. Контракта Участник обязан привлекать к установке товара только квалифицированных рабочих, имеющих соответствующий разряд и прошедших медицинское освидетельствование в случаях, установленных нормативно-правовыми актами в области строительства.
Таким образом, Заказчик не превышал полномочий, просив доказательства того, что представители Исполнителя, при допуске на закрытую территорию, на которой играю дети, прошли соответствующее медицинское освидетельствование;
- Участник не представил доказательств того, что весь товар (кроме 1 позиции) соответствовал Техническому заданию, более того из материалов дела следует, что в его обязанности не входил демонтаж имеющегося оборудования, поскольку для всех 26 объектов были согласованы места установки, не требующего иных работ;
- Позиция Участника фактически поменялась после осмотра Товара.
Так еще 01.11.2022 Поставщик предоставил Гарантийное письмо N 51 о допоставке недостающих элементов к товару в течение трех рабочих дней, а также письмо "О допуске рабочих на территорию" N 89 со списком сотрудников Поставщика, вместе с тем,
03.11.2022 после того, как он получил от Заказчика информацию, что последний не даст устанавливать игровое оборудование, не советующее Контракту и опасное для эксплуатации при играх детей и произвел его фотофиксацию, Участник устранился от исполнения обязательств и возложил всю вину в срыве обязательств на Заказчика.
Комиссия, также учитывает, что подобным образом настоящий Участник неоднократно действовал с иными заказчиками, что следует из картотеки арбитражных дел, а сведения о нем неоднократно включались в РНП (А40-29800/2020, А60-15085/2020, А56-95248/2022).
Из вышеизложенного, ссылки Участника на то, что неисполнение обязательств произошло из-за "чинения препятствий со стороны Заказчика" не находят своего подтверждения.
Принимая во внимание и ознакомившись со всем пакетом документов от Участника, Комиссия, кроме писем о чинении препятствий, составленных самим же Участником, не находит в нем доказательств того, какие именно действия (бездействие) Заказчика не позволили исполнить Контракт надлежащим образом.
Кроме того, Комиссия, принимая во внимание, что "чинение препятствий со стороны Заказчика" имело место быть, не находит объяснений каким образом он присутствовал на объекте и почему в ЕИС не размещал соответствующие акты в установленный Контрактом срок.
Комиссии не представлено других доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился в полной мере выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
3) По доводу Участника об отсутствии умысла сорвать Контракт, Комиссия отмечает следующее.
Участник снижал цену Контракта, торгуясь должен предусматривать последствия своих действий и учитывать предпринимательские риски такого снижения.
Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, при том что изначальный срок не соблюден именно в результате действий (бездействия) самого Исполнителя.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то следует признать подобные действия в полной мере недобросовестными.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что товар в полном объеме (кроме 1 позиции из 26) не был поставлен Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в поставке игрового оборудования, нанесен значительный ущерб, выращенный в том, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта, что приводит к срыву ранее утвержденных планов и программ дошкольного воспитания, что негативно влияет на организацию учебного процесса детей в детском саде.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Лапшин Станислав Викторович в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 ноября 2022 г. N 047/06/104-3291/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022