Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
в отсутствие представителей:
от Государственного казенного учреждения здравоохранения Ленинградской области Бюро судебно-медицинской экспертизы (далее - Заказчик);
от ООО "КОНСТАНТА" (далее - Участник, Общество, Поставщик, Исполнитель),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 07.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0345200013522000083 на поставку периферийной оргтехники (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 490 016,64 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N А-126/22 от 05.09.2022 (далее - Контракт) с ценой 388 165,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.10.2022, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 4.4.5 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Спецификацией (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.1. Поставщик обязуется поставить периферийную оргтехнику (далее - "Товар"), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2. Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
По п. 3.1 Контракта Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 36-38-40, лит. Б, склад Заказчика (далее - "место доставки"), в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты заключения контракта. Поставщик не менее чем за 1 (Один) день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
На основании п. 3.4. Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом согласно п. 4.4.4 Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта.
В виду п. 4.1 Поставщик обязуется среди прочего:
4.1.1. Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.4. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Согласно п. 12.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2022 года (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Согласно Спецификации (Приложение N1 Контракта) Заказчику необходим Товар:
N п/п |
Наименование товара (включая ассортимент и комплектацию товара), наименование страны происхождения товара |
Ед. изм. |
Цена единицы (с учетом НДС), в руб. |
Количество |
Сумма (с учетом НДС), в руб. |
1 |
Многофункциональное устройство (КТРУ 26.20.18.000-00000069, (страна происхождения Китай) |
шт |
19037,00 |
10 |
190370,00 |
2 |
Сканер (КТРУ 26.20.16.150-00000005) (страна происхождения Вьетнам) |
шт |
42722,00 |
2 |
85444,00 |
3 |
Принтер (КТРУ 26.20.16.120-00000101) (страна происхождения Китай) |
шт |
18591,00 |
5 |
92955,00 |
4 |
Многофункциональное устройство (КТРУ 26.20.18.000-00000069) (страна происхождения Китай) |
шт |
19396,00 |
1 |
19396,00 |
|
Итого |
|
|
|
388165,00 |
1 |
Многофункциональное устройство (КТРУ 26.20.18.000-00000069) |
2 |
Сканер (КТРУ 26.20.16.150-00000005) |
3 |
Принтер (КТРУ 26.20.16.120-00000101) |
N п/п |
Наименование товара, КТРУ |
Показатели, характеризующие технические и функциональные характеристики товара, его потребительские свойства |
Требования к значению показателей |
1 |
Многофункциональное устройство (КТРУ 26.20.18.000-00000069, (страна происхождения Китай) |
Возможность автоматической двухсторонней печати |
Да |
Класс энергетической эффективности, не ниже |
A+ |
||
Количество печати страниц в месяц |
20000 |
||
Наличие ЖК-дисплея |
Да |
||
Наличие в комплекте поставки оригинального стартового черно-белого картриджа |
Да |
||
Наличие интерфейсного кабеля для подключения к компьютеру в комплекте поставки |
Да |
||
Наличие кабеля электропитания для подключения к сети 220В в комплекте поставки |
Да |
||
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин |
20 |
||
Способ подключения |
USB |
||
Технология печати |
Электрографическая |
||
Максимальный формат печати |
А4 |
||
Цветность печати |
Черно-Белая |
||
Суммарная емкость лотков подачи бумаги для печати, стр. |
150 |
||
|
|
||
2 |
Сканер (КТРУ 26.20.16.150-00000005) (страна происхождения Вьетнам) |
Тип сканирования |
Протяжный |
Совместимость |
Windows |
||
Скорость сканирования в чёрно-белом режиме, стр/мин |
20 |
||
Скорость сканирования в цветном режиме, стр/мин |
20 |
||
Максимальный формат сканирования |
A4 |
||
Интерфейс подключения |
USB |
||
Максимальное разрешение, dpi |
1200 х 1200 |
||
Наличие функции двустороннего сканирования |
Да |
||
Наличие устройства автоподачи |
Да |
||
3 |
Принтер (КТРУ 26.20.16.120-00000101) (страна происхождения Китай) |
Цветность |
Черно-белая |
Максимальный формат печати |
А4 |
||
Технология печати |
Электрографическая |
||
Способ подключения |
Wi-Fi, USB, Ethernet (RJ-45) |
||
Максимальное разрешение черно-белой печати по вертикали, dpi |
1200 |
||
Максимальное разрешение черно-белой печати по горизонтали, dpi |
1200 |
||
Время выхода первого черно-белого отпечатка |
9 |
||
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин |
30 |
||
Наличие автоматической двусторонней печати |
Да |
||
Суммарная емкость лотков подачи бумаги для печати, стр |
250 |
||
Суммарная емкость выходных лотков, стр. |
100 |
||
Наличие в комплекте поставки оригинального стартового черно-белого картриджа |
Да |
||
Наличие в комплекте поставки кабеля питания |
Да |
||
4 |
Многофункциональное устройство (КТРУ 26.20.18.000-00000069) (страна происхождения Китай) |
Цветность печати |
Черно-Белая |
Возможность автоматической двухсторонней печати |
Да |
||
Максимальный формат печати |
А4 |
||
Наличие устройства автоподачи сканера |
Да |
||
Технология печати |
Электрографическая |
||
Количество печати страниц в месяц |
15000 |
||
Наличие ЖК-дисплея |
Да |
||
Класс энергетической эффективности, не ниже |
A+ |
||
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин |
30 |
||
Тип сканирования |
Протяжный |
||
Наличие в комплекте поставки оригинального стартового черно-белого картриджа |
Да |
||
Наличие кабеля электропитания для подключения к сети 220В в комплекте поставки |
Да |
||
Возможность сканирования в форматах |
А4 |
||
Максимальное разрешение сканирования по вертикали, dpi |
1200 |
||
Максимальное разрешение сканирования по горизонтали, dpi |
1200 |
||
Максимальное разрешение черно-белой печати по вертикали, dpi |
1200 |
||
Максимальное разрешение черно-белой печати по горизонтали, dpi |
1200 |
||
Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин |
30 |
||
Способ подключения |
Ethernet (RJ-45), USB |
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, Спецификации, а также приложений, стороны изначально знали обо всех сроках и требованиях к поставке Товара.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта от 25.10.2022 принято в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно Участником фактически не поставлен товар.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами:
07.09.2022 Участник и Заказчик заключили Контракт.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 36-38-40, лит. Б, склад Заказчика (далее - "место доставки"), в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты заключения контракта, то есть до 17.09.2022.
27.09.2022 Заказчиком в адрес Участника направлена Претензия N 1987 от 27.09.2022 с предупреждением о недопустимости неисполнения условий Контракта и указанием на необходимость оплаты начисленной в связи с просрочкой исполнения обязательств пени в размере 1067, 45 руб.
14.10.2022 в связи с отсутствием ответа Поставщика на Претензию N 1987 от 27.09.2022 Заказчиком в адрес Общества направлена повторная Претензия N 2159 от 14.10.2022 об исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом, а также об уплате пени в размере 2814, 20 руб.
17.10.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено обращение N 2 от 17.10.2022 о расторжении Контракта по соглашению сторон.
25.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
- Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 25.10.2022;
- Разместил решение в Единой Информационной системе - 25.10.2022.
Согласно данным ЕИС Поставщик получил решение 25.10.2022 в 15:25 (МСК) (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1135009).
Из пояснений представителя Заказчика следует, что:
1) в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, поскольку предоставлял дополнительный срок поставки Товара;
2) Заказчик нуждался в качественной и своевременной поставке Товара, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма исключительно с точки зрения добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Также Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны неоднократно предупреждал Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта, а также предоставлял дополнительный срок.
Комиссия отмечает, что Обществом не исполнен Контракт даже в части. То есть Участник вовсе не поставил необходимый товар Заказчику, чем создал ситуацию, при которой потребности Заказчика не могут быть удовлетворены в предусмотренные сроки.
Единственное письмо Участника с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон не имеет в себе причин или указаний на сложности при исполнении Контракта.
Таким образом, анализ документов от Участника не позволяет Комиссии прийти к выводу об отсутствии доказательств того, что Товар невозможно было купить и (или) поставить в промежутке с 07.09.2022 (заключение Контракта) по 16.11.2022 (заседание Комиссии), также нет причинно-следственной цепочки, ведущей к Участнику.
При этом важно отметить, что Обществом предложена самая наименьшая по ранжированию цена контракта в результате проведения электронного аукциона.
Кроме того, Комиссия считает необходимым обратить также внимание на то, что после принятия Заказчиком одностороннего отказа от исполнения Контракта Поставщиком не предпринято каких-либо попыток для исполнения обязательств по Контракту.
Так, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта.
То есть, Комиссия Ленинградского УФАС расценивает возникшую ситуацию как противоправное действие (бездействие), характеризующееся уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных законом, произошедших по его воле.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что Товар, в полном объеме в указанные сроки не направлен Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нанесен ущерб, поскольку отсутствие периферийной оргтехники может повлиять на дальнейшую деятельность ГКУЗ ЛО "Бюро судебно-медицинской экспертизы".
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "КОНСТАНТА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 ноября 2022 г. N 047/06/104-3292/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2022