Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО Архитектурная компания "КРУПТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленного в Ленинградское УФАС Заказчиком обращения следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 713/20 от 18.01.2021 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту фонтанного комплекса по адресу: пл. Ленина, д. 3 на сумму 6 129 000,00 рублей (далее - Контракт);
Из материалов дела следует, что 24.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 17.11.2022 в 09:15 в формате видеоконференцсвязи (Участник обеспечил явку).
Однако, в связи с тем, что представитель Заказчика отсутствовал на заседании, вместе с тем у членов Комиссии были вопросы как к его комплекту документов, так и к фактическим обстоятельствам дела, а также с целью дополнительного изучения материалов, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у сторон письменную позицию и необходимые документы, заседание продолжилось 17.11.2022 в 17:50, вместе с тем, представитель Заказчика повторно на заседание не явился, запрашиваемые документы не представил.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.3 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом, Комиссия указывает, что в направленных документах Заказчика не изложены существенные обстоятельства дела, имеющие значения для принятия решения, более того, документы (кроме решения об одностороннем отказе) вообще не представлены Заказчиком в адрес Управления.
Уведомлением NИМ/2731/22 от 11.11.2022 Управление запрашивало у Заказчика, в том числе: письменные пояснения (п.1) Документы об оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта, акты приёмки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта (при наличии) (п.4); Заключения проводимых экспертиз, всю почтовую и электронную переписку между сторонами (с подтверждением отправки/получения) (п.5) (направлено по электронной почте, Размещено в ЕИС: https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202200187297003395).
Уведомление N03/1934 от 17.11.2022 повторно направлено сторонам по электронной почте, вместе с тем, Заказчиком, кроме самого текста одностороннего отказа по Контракту не представлено других дополнительных документов, не содержится какой-либо последовательной хронологии событий, также не содержится данных о том, реагировал ли Участник на претензии (если они выставлялись), в какой форме с ним осуществлялось взаимодействие, нет доводов, пояснений и документов запрошенных Управлением, не представлено ни одного письма от Участника, при том, что Контракт заключен в 2021 году.
Таким образом, Комиссия установила, что запрошенные документы не представлены в полном объеме, то есть Заказчик представил тот пакет документов, которым располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу, чем и будет руководствоваться Комиссия.
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в установленный срок по заданию Заказчика выполнить проектно-изыскательские работы (далее - работы) по капитальному ремонту
фонтанного комплекса по адресу: пл. Ленина, д. 3 (далее - объект), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по контракту в пределах цены контракта.
Согласно п. 1.2. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N1 к контракту), определяющим объем и содержание работ, Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), Расчетом цены контракта (Приложение N5 к контракту), определяющими цену работ и сроки их выполнения, условиями настоящего контракта, а также требованиями, установленными нормативными правовыми актами в области проектирования.
Согласно п. 1.3. Контракта результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация, включающая в себя сметную документацию и документы (технические отчеты) содержащие результаты инженерных изысканий, имеющая положительное заключение государственной экспертизы (включая проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), рабочая документация.
По Контракту:
- 2.1. Начало выполнения работ по настоящему контракту: с даты заключения контракта.
- 2.2. Конечный срок выполнения и сдачи результата работ, в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы: не позднее "30" сентября 2021 г.
- 2.3. Сроки выполнения работ по настоящему контракту определяются Сторонами в Календарном плане выполнения работ (приложение N 2 к контракту).
Подрядчик по Контракту обязан, среди прочего:
- 4.2.1. Принять от Заказчика по накладной в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта исходные данные для выполнения работ согласно Заданию на проектирование (приложение N 1 к контракту).
- 4.2.2. Выполнить предусмотренные настоящим контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту) и иными исходными данными, в сроки, установленные настоящим контрактом.
Надлежащим исполнением обязательств Подрядчика признается выполнение всех работ по контракту в сроки и в объеме, определенные контрактом, Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту) и Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
Надлежащее выполнение Подрядчиком работ по контракту подтверждается положительным заключением государственной экспертизы проектной документации (включая проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), включающей в себя сметную документацию, и результатов инженерных изысканий, полученным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга и подписанным Сторонами Актом сдачи-приемки проектной продукции.
- 4.2.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе выполнения работ при исполнении своих обязательств по контракту.
- 4.2.4. Предоставлять Заказчику возможность контроля за ходом выполнения работ, в том числе представлять по его требованию отчеты о ходе выполнения работ в бумажном виде и на электронных носителях.
- 4.2.5. Незамедлительно письменно предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые влияют на результаты выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок, установленный контрактом.
- 4.2.6. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика, в том числе в срок, установленный Заказчиком, устранять обнаруженные им недостатки в результатах выполненных работ или иные отступления от условий настоящего контракта.
- 4.2.11. Получить совместно с Заказчиком положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (включая проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
- 4.2.15. Передать Заказчику результат работ, указанный в пункте 1.3 контракта, в срок, установленный пункте 2.2. контракта.
- 4.2.22. Выполнять иные обязанности, установленные контрактом и (или) предусмотренные действующим законодательством.
Согласно п. 10.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту. В части исполнения гарантийных обязательств контракт действует до истечения срока гарантии. Контракт подлежит внесению в Реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Из единственного документа Заказчика, а именного одностороннего отказа от исполнения Контракта следует, что оно принято 03.10.2022 (датировано на документе), однако подписано в ЕИСе лишь 24.10.2022 (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1165441) в связи с тем, что Участник нарушил конечный срок выполнения и сдачи работ (30.09.2021), а также не подтвердил качество положительным заключением государственной экспертизы.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение исполнителем сроков выполнения работ, предусмотренных календарным графиком производства работ, может является основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
Таким образом, Комиссия не может руководствоваться исключительно доводами Заказчика о том, что работы не завершены в срок без оценки иных обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что при исполнении Контракта столкнулся с рядом сложностей, которые не зависели от него и которых он не мог предвидеть заранее.
11.02.2021 Участник в адрес Заказчика направил запрос согласования Программы работ и ТЗ на обследование объекта (на основании программы производится обследование объекта и подготавливается ПД).
02.03.2021 получено согласованная Заказчиком программа работ и ТЗ на обследование Объекта.
13.04.2021 Участником направлен раздел архитектурно-строительные решения.
14.04.2021 Участником получено письмо с требованиями к Оборудованию (Исх-01161/830 от 14.04.2021).
25.05.2021 Участником получено ТУ от СПб ГБУ "Ленсвет" Письмо N06-6208/21-0-0 от 25.05.2021.
13.08.2021 Участник в адрес Заказчика направил том "Технологическое водоснабжение фонтана" (ИОС 7).
25.08.2021 Участник в адрес Заказчика направил комплект ПД.
10.09.2021 Участником от СПб ГБУ "Ленсвет" получено письмо б/н об изменении ранее выданных ТУ.
05.10.2021 Участником получено согласование раздела АГР;
06.10.2021 Участником от СПб ГБУ "Ленсвет" получено письмо б/н об изменении ранее выданных ТУ исх. N 06-13330/21-0-0 от 01.10.2021.
20.10.2022 Участником в адрес Заказчика направлен раздел "Система электрооборудования и электроосвещения" (ИОС 1.1).
21.10.2021 Участником в адрес Заказчика направлен раздел наружного электроосвещения (также сам раздел) и запрос писем для согласования с СПб ГБУ "Ленсвет".
12.11.2021 Участником получены замечания Заказчика по ПД (передана 25.08.2021).
22.11.2021 Участником в адрес Заказчика направлен откорректированный раздел ИОС 7 (ТХ).
24.11.2021 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/21-221/1 от 24.11.2021 с ответами на замечания по письмам N ИСХ-03849/830 от 12.11.2021 и N ИСХ 02241/49 от 22.10.2021 и обновленной программой работ на обследование.
25.11.2021 Участником в адрес Заказчика направлен откорректированный раздел по электрике.
07.12.2021 Участником в адрес Заказчика повторно направлено письмо N И/21-221/1 от 24.11.2021 с ответами на замечания по письмам N ИСХ-03849/830 от 12.11.2021 и N ИСХ 02241/49 от 22.10.2021 и обновленной программой работ на обследование.
25.12.2021 Участником в адрес Заказчика направлена ИРД.
28.12.2021 Участником в адрес Заказчика направлены отчеты по изысканиям: ИГИ, ИЭИ.
30.12.2021 Участником в адрес Заказчика направлены разделы "ИОС 4, ИОС 5, ООС".
12.01.2022 Участником в адрес Заказчика направлена сметная документация.
17.01.2022 Участником в адрес Заказчика направлен комплект документации по запросу N Исх-37/830 от 13.01.2022.
02.02.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/22-033/2 от 02.02.2022 о дополнительном обследовании чаш фонтана.
04.02.2022 Заказчик направил письмо с замечаниями к ПД.
08.02.2022 состоялось совещание Участника с Заказчиком (велся протокол).
10.02.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/22-041/1 от 10.02.2022 и 7 откорректированных разделов ПД + ТЗК (техническое заключение по результатам обследования) согласно замечаниям N Исх-332/830.
14.02.2022 Участником в адрес Заказчика направлена Технологическая схема оборотного водоснабжения фонтана (в соответствии с протоколом совещания от 08.02.2022).
15.02.2022 Участником в адрес Заказчика направлена откорректированная Технологическая схема оборотного водоснабжения фонтана.
15.02.2022 Участником в адрес Заказчика направлен раздел ИОС 5.2 (автоматика), раздел ПЗУ.
22.02.2022 Участник у Заказчик запросил доступ на Объект для обследования силовых кабелей
01.03.2022 Участником в адрес Заказчика направлен раздел ГПЗУ.
09.03.2022 Заказчик направил замечания от УГВИ письмо N Исх-00743/830.
Из пояснений Участника следует, что в процессе работы со службой УГВИ (служба эксплуатации Водоканала) выяснилось, что схема с погружными насосами не будет согласована.
08.04.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/22-098/1 и три варианта технологических схем на согласование (в ответ на полученные замечания).
21.04.2022 Участником в адрес Заказчика повторно направлены варианты технологических схем, исх. от 21.04.2022 N и/22-111/1.
13.05.2022 Заказчик направил замечания к Технологическим схемам.
19.05.2022 Участником в адрес Заказчика направил письмо от 19.05.2022 N И/22-128/1.
23.05.2022 Заказчик направил Участнику письмо N Исх-00235/004 от 19.05.2022 о нарушении сроков контракта.
24.05.2022 Участником в адрес Заказчика направлен ответ от 24.05.2022 исх. N И/22-144/1 о причинах смещения сроков.
26.05.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/22-127 от 26.05.2022 с Актом из УСПХ на согласование.
26.05.2022 Участником в адрес Заказчика направлено согласование проекта ПОДД от ГИБДД ГУ МВД России N 3/ 227804365528.
27.05.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/22-13 от 27.05.2022 с комплектом документов для УСПХ на утверждение.
27.05.2022 Участником в адрес Заказчика направлен раздел ПОДД.
10.06.2022 Заказчик направил замечания от УГВИ по Технологическим схемам.
16.06.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/22-167/1 от 16.06.2022 с откорректированной технологической схемой к письму N Исх-01845/830.
17.06.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И/22-168/1 от 17.06.2022 комплект документации стадии П и РД.
08.07.2022 Участником в адрес Заказчика направлен раздел "Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия".
11.07.2022 Участником у Заказчика запрошена информация о согласовании ранее направленного проекта.
25.07.2022 Заказчик направил Участнику письмо N Исх-2343_830 с запросом баланса водоснабжения и водоотведения для выдачи ТУ по ливневой канализации.
25.07.2022 Участником в адрес Заказчика направлены документы согласно письму N Исх-2343_830 о выдаче ТУ от 22.07.2022.
26.07.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
27.07.2022 Участником в адрес Заказчика повторно направлена проектная и рабочая документация.
02.08.2022 Участником в адрес Заказчика направлены письма N И_22-214_1 от 02.08.2022 и согласования Комитета по благоустройству и Комитета имущественных отношений N Исх. N И/22-214/1 от 02.08.2022.
09.08.2022 Заказчик направил Участнику письмо N 02705/48 от 04.08.2022 с комментариями/ замечаниями о ранее переданным балансе водопотребления и схемы с расходами в точках подключения по ливневке.
12.08.2022 Участником в адрес Заказчика направлен ответ на принятое Решение об одностороннем отказе.
19.08.2022 Участником в адрес Заказчика направлено согласование отдела подземных сооружений КГА.
25.08.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И_22-237_4 от 25.08.2022 с откорректированным балансом водопотребления.
25.08.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И_22-237_3 от 25.08.2022 с откорректированной схемой наружной сети водоотведения на согласование.
25.08.2022 Участником в адрес Заказчика направлено письмо N И_22-237_5 от 25.08.2022 с комплектом проектной и рабочей документации.
Представитель Участника также пояснил, что Общество не получало от Заказчика информации о том, что первоначальное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое принято 26.07.2022 отозвано, в связи с чем, не предполагало, что имеется повторное решение от 24.10.2022.
Поскольку представитель Заказчика отсутствовал, Комиссии не представляется возможным исследовать вопрос каким образом произошел отзыв решения об одностороннем отказе от 26.07.2022, поскольку данной информации нет в ЕИС, более того, неясны причины датировки повторного решения 03.10.2022, при том, что в ЕИС оно подписано 24.10.2022.
Дополнительно Участник со своей стороны просил обратить внимание, что основной причиной смещения сроков является то, что изначально технологическая схема была отправлена в составе раздела "Технологические решения" 13.08.2021. К разделу был ряд замечаний, которые были устранены Участником.
Однако на данном объекте есть один сложный вопрос, который привел к гражданско-правовому спору. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50571.7.702-2013 погружные насосы (высоковольтные) не допускается размещать непосредственно в чаше бассейна.
Изначально предполагался, что в рамках капитального ремонта это отступление будет согласовано в экспертизе.
Другой вариант, сделать схему на "сухих" насосах, означал строительство дополнительных подземных помещений, что не могло быть выполнено в рамках капитального ремонта.
На встрече 05.03.2022 сторонами достигнута договоренность зайти в экспертизу только на определение достоверности сметной стоимости капитального ремонта.
На встрече 10.03.2022 со стороны технического Заказчика сказано, что определение достоверности только сметной стоимости недопустимо, строительство дополнительных подземных сооружений недопустимо.
После этого был начат поиск альтернативных вариантов выхода из этой ситуации, был разработан вариант, в котором погружные насосы размещаются в не сообщающихся с основными чашами кессонах, вода в эти кессоны попадает через переливную систему, на распределительную сеть струй подаётся через диэлектрическую вставку из ПЭ трубы.
08.04.2022 Участником направлен этот вариант, а также варианты с сухими насосами в дополнительных подземных помещениях.
13.05.2022 получены замечания (Письмо N Исх-1480/830 от 12.05.2022), в которых принципиальных возражений против этой схемы нет.
На момент поиска альтернативных вариантов и прорисовки вариантов с сухими насосами процессы согласования были приостановлены ввиду непонимания контура подземных помещений и схемы наружных трасс технологического водоснабжения. С начала мая 2022 после телефонных переговоров с сотрудниками УГВИ стало ясно, что против предложенной схемы принципиальных возвращений не будет и согласовательные процессы были возобновлены.
Таким образом, принципиальная проблема с невозможностью размещения погружных насосов была выявлена лишь в марте 2022 года.
Так же на сроки выполнения работ повлияло внесение изменений в ТУ (изначально 25.05.2021 получено ТУ от СПб ГБУ "Ленсвет" Письмо N06-6208/21-0-0 от 25.05.2021 и 06.10.2021 от СПб ГБУ "Ленсвет" получено письмо б/н об изменении ранее выданных ТУ исх. N 06-13330/21-0-0 от 01.10.2021).
В настоящее время Подрядчик указывает, что им получены необходимые для прохождения экспертизы, согласования в смежных организациях: ГИБДД раздел ПОДД; КГА; КГИОП; КИО; Комитете по благоустройству; ОКН; ОПС; УГВИ; УСПХ.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС 24.10.2022.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) С одной стороны, Комиссия, изучив материалы дела и проанализировав всю переписку, соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе, так как Участник не исполнил обязательства до 30.09.2021, а доводы Общества в вышеуказанной части подлежат отклонению, поскольку подписав Контракт согласился со всеми его условиями.
С другой стороны, Комиссия Ленинградского УФАС России не может руководствоваться лишь односторонним отказои Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не означают автоматическое включение сведений об Участнике в РНП.
Комиссия подчеркивает, Участнику, Заказчику и судам (в случае приобщения настоящего решения в материалы дела), что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в ее компетенцию. Комиссия на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала только необходимость применения санкции в виде включения на 2 года Участника в РНП, ввиду чего, настоящее решение не предрешает исходы судебных споров и не нацелено на поддержку какой-либо из сторон.
Комиссия в ходе анализа всех документов, представленных сторонами в материалы дела, лишь констатирует, что Участник выполнял работы, реагировал на претензии и замечания, о возникающих при исполнении Контракта трудностях, сообщал Заказчику, неоднократно просил его содействия, проблемные вопросу поднимались на совещаниях.
Комиссия исходит из того, что Подрядчик стремился исполнить обязательства по Контракту, производил действия, от которых зависело и которые влияли на выполнение работ, являющихся предметом Контракта.
Таким образом, Комиссии представлены документы, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
2) Комиссия принимает во внимание доводы Участника, что в процессе исполнения Контракта он сталкивался с обстоятельствами, которые не зависели от него и могли повлиять на выполнение работ, о чем сразу же уведомлял Заказчика.
Материалами дела подтверждается, что внесение изменений в ТУ от СПб ГБУ "Ленсвет", поступили Участнику позднее срока, что, по мнению Комиссии, действительно могло оказать влияние на нарушение сроков.
О необходимости дополнительных решений в связи с проблемой невозможности размещения погружных насосов также были проинформированы обе стороны.
С учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия не может исходить из того, что задержка и не выхождение на экспертизу произошли исключительно по причине недобросовестности Участника.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Также часть результатов работ последовательно передавались Заказчику по их завершению, Участник проявлял заинтересованность в исполнении Контракта.
Комиссия считает, что само по себе нарушения срока выполнения работ в настоящем деле, не может свидетельствовать о безусловной необходимости включения сведений в РНП, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
3) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "недобросовестное поведение" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения, а также наличия вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств.
То есть, рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
С учетом всех фактов и доказательств, сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях) Участника, которые подтверждают недобросовестное поведение в рамках рассматриваемого дела Комиссия не усматривает.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе по Контракту N1 и N2
РЕШИЛА:
сведения об ООО Архитектурная компания
"КРУПТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 ноября 2022 г. N 047/06/104-3310/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022