Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии" (далее - Заказчик) - Сеттаров А.Ш. (по доверенности);
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Горобец Е.В. (по доверенности);
- ООО "Молот" (далее - Заявитель) -Гараев С.Г. (генеральный директор),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по физической охране (Стационар)" (извещение N 0175200000422000524) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Согласно доводу жалобы Заявителя: "Согласно разделу II. "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Заказчик устанавливает следующие критерии, обеспечивающие отбор исполнителя, способного наилучшим образом обеспечить потребности Заказчика в закупаемых услугах:
1. Наличие оборудования и других материальных ресурсов (значимость показателя - 30%) из них:
- Признак N 1: собственное или арендованное помещение (КХО) - значимость показателя - 30%;
- Признак N 2: служебное оружие и патроны к нему - значимость показателя - 70%.
Согласно разделу III "О применении отдельных критериев оценки" при оценке по детализирующему показателю оценки: признак N 2 - служебное оружие и патроны к нему анализируется информация об обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки, не менее 6 (шести) единиц служебного оружия и патронов к нему необходимого для оказания услуг, надлежащим образом оформленными для хранения и использования в субъекте Российской Федерации, соответствующем расположению объектов охраны (Республика Крым) (вооруженные группы быстрого реагирования для усиления постов охраны в случае поступления сигнала "Тревога").
Оценка заявок по данному критерию осуществляется по шкале, предусмотренной подпунктом "а" пункта 23 Положения (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд_").
Согласно подпункта "а" пункта 23 названного Постановления. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки).
Анализируя указанный критерий оценки, ООО "Молот" приходит к выводу о том, что Заказчик формируя конкурсную документацию и указывая на техническое оснащение участника закупки устанавливая в качестве обязательных условий наличие не менее 6 единиц оружия именно на территории Республики Крым говорит о том, что Заказчик намеренно препятствует возможности подачи заявки участником конкурса, который имеет в наличии нужное количество оружия, но не на территории Республики Крым, а на территории Российской Федерации.
Установленный Заказчиком критерий о наличие у участника закупки не менее 6 единиц оружия является избыточным и не отвечает целям объекта закупки, ограничивает конкуренцию в виду следующего.
Согласно описанию закупки Объектом является ОСП "Противотуберкулёзный санаторий "Старый Крым", расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, Кировский район, г. Старый Крым, ул. Амосова - суточный пост охраны, который состоит из четырёх сотрудников охраны. Режим несения службы - круглосуточный.
Мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования) - группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников, выполняющая функции по охране имущества и объектов, путем реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны на охраняемых объектах.
В соответствии с требованиями к объекту закупки наличие у сотрудников охраны оружия не предусмотрено.
Оружие предусмотрено только для сотрудников группы быстрого реагирования, которая в соответствии с описанием объекта закупки должна состоять из одного водителя и двух охранников.
Таким образом для оказания охранных услуг объекта Заказчика требует всего 2 единицы оружия, в связи с чем требование о наличие у участника закупки не менее 6 единиц оружия является избыточным и не отвечает целям объекта закупки.
...
ООО "Молот" также не согласно с таким критерием как наличие оружия, оформленного для хранения и использования в субъекте РФ - Республике Крым, как с критерием, ограничивающим конкуренцию, избыточным, налагающим на участника закупки дополнительные финансовые расходы, при условии отсутствия гарантии на победу в конкурсе".
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно, Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 (далее - Постановление N 2604).
Согласно пункту 17 Постановления N 2604, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В соответствии с разделом II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" приложения к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок" Заказчиком установлен показатель оценки: "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" с детализирующими показателями оценки: признак N1 (собственное или арендованное помещение (комната) хранения оружия); признак N2 (служебное оружия и патроны к нему).
В силу пункта 2.1.2 раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" по признаку N2 установлено, что при оценке по данному детализирующему показателю анализируется информация об обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки, не менее 6 (шести) единиц служебного оружия и патронов к нему необходимого для оказания услуг, надлежащим образом оформленными для хранения и использования в субъекте Российской Федерации, соответствующем расположению объектов охраны (Республика Крым) (вооруженные группы быстрого реагирования для усиления постов охраны в случае поступления сигнала "Тревога").
Согласно возражениям Заказчика: "Установленные критерии оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке может быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий оценки либо его показатель.
Для подателя жалобы ООО "МОЛОТ" отсутствуют ограничения на участие в процедуре закупки, невзирая на обжалуемые показатель нестоимостного критерия.
Требования о наличии, составе и времени прибытия групп быстрого реагирования указаны в пункте 18.4. и 19.12. Технического задания.
По обжалуемому признаку N2 показателю нестоимостного критерия оценки о наличие не менее 6 (шести) единиц служебного оружия необходимого для оказания услуг, надлежащим образом оформленными для хранения и использования в субъекте Российской Федерации, соответствующем расположению объектов охраны (Республика Крым) (вооруженные группы быстрого реагирования для усиления постов охраны в случае поступления сигнала "Тревога") ООО "МОЛОТ" подает жалобы на протяжении нескольких лет при этом на заседаниях утверждает, что со дня на день служебное оружие будет перевезено и будет надлежащим образом оформлено для хранения и использования в Субъекте Российской федерации месте оказания услуг.
...
Согласно требования раздела XIII. Транспортирование и перевозка оружия и патронов, Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
В части 69 вышеуказанного постановления сказано, что:
69. Юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов, выдаваемых в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Для транспортирования оружия и патронов юридические лица обязаны:
а) согласовать с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальным органом по месту учета оружия и патронов маршрут движения и вид транспорта;
___
в) транспортировать оружие в заводской упаковке либо в специальной таре, которая должна быть опечатана или опломбирована._>>
Также, в части 75 вышеуказанного постановления сказано, что:
75. Без разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов осуществляется транспортирование оружия и патронов:
б) юридическими лицами в пределах территорий субъектов Российской Федерации, в которых указанные оружие и патроны поставлены на учет;
_>>
То есть, организация может свободно передвигается и работать со служебным оружием только в рамках субъекта Российской Федерации, в котором организация оформило разрешение на хранение и использование конкретное оружие.
В случае перемещения оружия и работы с оружием в другом субъекте Российской Федерации организация должна надлежащем образом оформить перевозку оружия в субъект оказания услуг, надлежащим образом оформить (согласно Приказ Росгвардии от 10.01.2020 N 4 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему") разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (РХИ), с указанием нового места дислокации, количество единиц оружия и патронов, а также ответственное лицо и так далее.
В соответствии с требованиями Приказ Росгвардии от 14.01.2020 N 8 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия", а также пунктом "л" части 189 Приказ МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 19.06.2018) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", установлены требования к месту приема передачи оружия а именно мест получения и сдачи оружия и патронов, заряжания, разряжания и чистки оружия, должно быть оборудовано в том числе пулеулавливателем (для юридических лиц с особыми уставными задачами).
Сроки оформления перемещения оружия, и оформления разрешение на хранение и использования оружия и патронов к нему (РХИ) указаны в вышеуказанных нормативных актах (в случае если, свободное оружие для перемещения имеется в наличии и не требуется оформления приобретение оружия либо получения оружия в службе тыла).
Срок получения разрешения на перевозку оружия составляет 14 дней;
Срок транспортировки свободного оружия, если оно имеется из Красноярска определить невозможно, с учетом текущей ситуации и ограничением движения воздушного транспорта, а также возможностей перемещения оружия через паромную переправу либо Крымский мост.
Срок получения разрешения на хранение и использование оружия (РХИ) по новому месту нахождения зависит от третьих лиц (Росгвардии) и физической возможности помещения для хранения оружия (техническая возможность размещения оружия). При наличии технической возможности размещения оружия срок оформления РХИ составляет 14 дней.
При наличии в штате сотрудников, имеющих правовые основания для работы с оружием, оформляется разрешение серии РСЛа (разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему) что составляет 12 дней".
Таким образом, Заказчик в устных и письменных возражениях пояснил, что данный показатель оценки включен в извещение по закупки с целью качественного и своевременного выполнения работ, учитывая специфику закупки, а также установленный критерий оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, в то время как к участию в закупке может быть допущено любое лицо, независимо от количества единиц служебного оружия в наличии.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что количество не менее 6 (шести) единиц оружия установлено с целью расширения конкуренции и возможности привлечения большего количества участников закупки, так как объекты Заказчика разделены на 5 закупок с разделением по регионам Республики Крым и с учетом географии объектов охраны, а также наличия резервных групп быстрого реагирования, таким образом, установлено среднее минимальное значение необходимого оружия для охранs объектов Заказчика.
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что оценки, полученные участниками закупки по показателю оценки "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" с детализирующими показателями оценки" не могут ухудшать права и интересы участников, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, не ограничивают конкуренцию и не ухудшают возможное положение одного участника закупки по отношению к другим.
Кроме того, Заявитель в жалобе также указывает на то, что "ООО "Молот" не согласно с таким критерием как наличие оружия, оформленного для хранения и использования в субъекте РФ - Республике Крым, как с критерием, ограничивающим конкуренцию, избыточным, налагающим на участника закупки дополнительные финансовые расходы, при условии отсутствия гарантии на победу в конкурсе".
В свою очередь, Заказчик пояснил, что объекты, где требуется оказание услуг по физической охране, находятся на территории Республики Крым. Кроме того, в случае перемещения оружия и работы с оружием в другом субъекте Российской Федерации организация должна надлежащем образом оформить перевозку оружия в субъект оказания услуг, надлежащим образом оформить (согласно Приказ Росгвардии от 10.01.2020 N 4 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему") разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (РХИ), с указанием нового места дислокации, количество единиц оружия и патронов, а также ответственное лицо и так далее, на что в свою очередь необходимо потратить большое количество времени.
Таким образом, указанный критерий оценки определен Заказчиком исходя из собственных потребностей с целью качественного, непрерывного обеспечения безопасности объектов здравоохранения, не направлен на ограничение количества участников закупки и не предрешает исход закупки. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из участников.
Аналогичная позиция указана и в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. N307-ЭС19-21226 по делу NА44-6018/2018.
Учитывая изложенное, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 30 ноября 2022 г. N 082/06/106-1197/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022