Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Евпаторийская городская больница" (далее - Заказчик) - Мазонова И.С. (по доверенности);
- ООО "ИМПЛАНТТРЕЙД" (далее - Заявитель) - Хорава А.В., Андрусенко С.П. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Закупка изделий медицинского назначения" (извещение N 0375200040222000615) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно первому доводу жалобы Заявителя: "Позиция 6 имеет указание на параметры, которые не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе с каким-либо изделием, зарегистрированным на территории РФ. Заказчиком установлены параметры, которые не измеряются и/или публикуются производителями катетеров, зарегистрированных на территории РФ.
Под требования технического задания по позиции 6 могли бы подойти изделия двух производителей:
- Катетер баллонный коронарный, варианты исполнения: INVADER PTCA - "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНАИ ВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция (ФСЗ 2010/07090)
- Катетер баллонный Fairway - "ИБЕРХОСПИТЕКС С.А.", Испания (ФСЗ 2012/12287).
Однако данные производители не указывают информацию в официальных источник (РУ, инструкции, каталоги) о параметрах "Длина гидрофильного покрытия дистальной части катетера, мм - не более 270" и "Зазор между проводником и внутренней поверхностью стенки кончика катетера, мм - не более 0,143".
Данные производители не измеряют и/или публикуют информацию о параметры, которые указаны в техническом задании у Заказчика".
Следует отметить, что заявителем были направлены запросы в официальное представительство производителей о предоставлении критически важной информации о параметрах, которые позволили бы заполнить заявку на участие. Однако ответа не последовало".
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно возражениям Заказчика:
В приложении к извещению "Техническое задание" по позиции 6 установлены характеристики для Катетера баллонного для коронарной ангиопластики, стандартного.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком были предоставлен ответ на запрос от официального и эксклюзивного представителя производителя катера баллонного Fairway "ИБЕРХОСПИТЕКС С.А.", Испания компании ООО "Медстар", а также характеристики для катетеров баллонных, коронарных, вариант исполнения INVADER PTCA - "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНАИ ВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция о соответствии товаров техническому заданию Заказчика.
При проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом, по мнению ФАС России, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало два и более производителей (Письмо ФАС России N ПИ/42497/22 от 27.04.2022 "О рассмотрении обращения").
Вместе с тем, в письме ФАС России N ПИ/49039/22 от 19.05.2022 "О рассмотрении обращения" отмечено, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно устанавливает описание объекта закупки в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Таким образом, запрещается установление заказчиком характеристик товара, если в совокупности таким характеристикам соответствует товар конкретного производителя.
В свою очередь, Заявитель не опровергает информацию о соответствии товаров двух производителей характеристикам технического задания Заказчика.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2022 NИЭА1 (N0375200040222000615) на участие в закупке было подано три заявки, две из которых были признаны соответствующими требованиям извещения по закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС России приходит к выводу, что установленные характеристики в 6 позиции извещения, обусловлены потребностью Заказчика и спецификой объекта закупки, не противоречат действующему законодательству о контрактной системе, а также соответствуют характеристикам товаров двух производителей (что, в свою очередь, не опровергается Заявителем), на основании чего довод признается необоснованным.
В соответствии со вторым доводом жалобы: "По позиции 13 допущена ошибка, которая не позволяет подать заявку на участие в аукционе с одним из товаров. Совокупность параметров сформирована таким образом, что подать заявку на участие в аукционе можно только с двумя определенными изделиями:
Катетер баллонный TREK NC - Abbott Vascular (РЗН 2020/11979);
NC Emerge - Boston Scientific (РЗН 2016/5048)
На тот факт, что заявку можно подать одним из двух изделий указывает параметр "Диаметр проксимального шафта, мм 0,69 или 076". Указание на значение 076 не позволяет выбрать один из товаров, так как нет ни одного изделия, которое могло бы покрыть требования технического задания".
Согласно приложению к извещению "Техническое задание" по позиции 13 установлен параметр для Катетера баллонного для коронарной ангиопластики, стандартного: Диаметр проксимального шафта, мм - 0,69 или 076.
В соответствии с возражениями Заказчика относительно второго довода жалобы:
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе рассмотрения жалобы, Заказчик пояснил, что при установлении характеристики по позиции 13 (Диаметр проксимального шафта) в извещении по закупке была допущена техническая ошибка, и вместо параметра "0,69 или 0,76" должен был быть указан параметр "0,69 или 076", т.е. пропущена запятая в десятичной дроби 0,76.
Таким образом, комиссия усматривает нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, на основании чего второй довод признается обоснованным.
Вместе с тем, комиссия, изучив и проанализировав извещение по закупке и приложения к нему, а также заявки участников, приходит к выводу, о том допущенная Заказчиком техническая ошибка является очевидной и не повлияла на исход проведения аукциона, участниками были поданы достоверные сведения касаемо требуемого товара, и Заказчик, в свою очередь, не отклонил ни одного из участников по данной характеристике. Учитывая изложения, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Также 30.11.2022 г. в 19:23 в Крымское УФАС России от заявителя жалобы поступили дополнительные пояснения по доводам жалобы.
Данное дополнение к жалобе содержит новый, ранее не заявленный довод, и не связанный с отраженными в тексте жалобы доводами, касающийся положений извещения об электронном аукционе. Таким образом, дополнение к жалобе по своей сути является вновь поданной жалобой.
Однако, жалоба на положения документации об аукционе, согласно части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, то есть в рассматриваемом случае до 25.11.2022 08:00. В противном случае в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения.
Подавая новую жалобу в форме отзыва на возражения в рамках возбужденного производства по иной жалобе, ранее назначенной к рассмотрению, Заявитель лишает контрольный орган в сфере закупок осуществить предусмотренные законом процессуальные действия в ее отношении.
Кроме того, ни Законом о контрактной системе, ни административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 не закреплена обязанность (или право) контрольного органа в сфере закупок направлять копии или тексты дополнительных доводов жалобы заказчику, уполномоченному органу и иным субъектам контроля, чьи действия обжалуются, а также размещать их в общедоступной части единой информационной системы в сфере закупок для ознакомления иными лицами, в том числе заинтересованными, намеревающимися принять участие в рассмотрении жалобы по существу и представлении собственных возражений по существу жалобы.
При этом представитель Заказчика пояснила, что новый довод к жалобе в форме отзыва на возражения от Заявителя не получали.
Поскольку доказательства направления данного дополнения к жалобе в адрес Заказчика отсутствуют, его рассмотрение по существу приведет к нарушению процессуальных прав Заказчика на подготовку мотивированной правовой позиции по новому доводу и нарушению принципов равноправия и состязательности сторон.
Таким образом новый довод жалобы Заявителя оставляется без рассмотрения, поскольку он не были отражен первоначально в жалобе, поданной в антимонопольный орган.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 декабря 2022 г. N 082/06/106-1199/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022