На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения ООО "Охранное предприятие "Сириус" (вх. Оренбургского УФАС России N 10553 от 22.11.2022 г.) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 366-п от 23.11.2022 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей Оренбургского института путей сообщения - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" -(на основании доверенности);
представители Общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Сириус" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены, ходатайств не заявляли,
проведя внеплановую камеральную проверку действий Оренбургского института путей сообщения - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутри объектового и пропускного режимов) на объектах заказчика на 2023 г (номер извещения N 0353100005122000039),
УСТАНОВИЛА:
22.11.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Сириус" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Охранное предприятие "Сириус"), содержащее сведения о нарушении Заказчиком - Оренбургским институтом путей сообщения - филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутри объектового и пропускного режимов) на объектах заказчика на 2023 г (номер извещения N 0353100005122000039) (далее - Закупка).
Из обращения Общества следует, что документом, регламентирующим требования к оказанию охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны, является национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59044-2020 от 01.10.2020 г. Согласно данному ГОСТ, охранники мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) должны быть экипированы следующими специальными средствами: - бронежилет защитный; - шлем защитный; - наручники; - палка резиновая. Мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования) на автомобиле должна дополнительно иметь: - огнетушитель углекислотный по ГОСТ Р 51057 (не менее 1 шт.); - огнетушитель порошковый по ГОСТ Р 51057 (не менее 1 шт.); - полотно противопожарное (не менее 1 шт.); - веревку пожарную (ВПС) по ГОСТ Р 53266 длиной не менее 30 м (не менее 1 шт.); - трос буксировочный длиной не менее 4 и не более 7 м (не менее 1 шт.); - фонарь электрический (не менее 1 шт.). Таким образом, по мнению Заявителя, требования Заказчика, изложенные в техническом задании в п. 3.25.11, 3.26, 3.26.1, являются завышенными и необоснованными, ведут к ограничению количества участников закупки, ограничению конкуренции.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Оренбургский институт путей сообщения - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" относится к организации 1 категории антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении. Для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта образования заказчик прописал расширенный перечень специальных инструментов и принадлежностей, которые должны быть в наличии у мобильной группы на автомобиле. В связи с напряженной ситуацией в стране, а также участившимися случаями нападения на образовательные организации вооруженных лиц, Заказчик принял меры по защите обучающихся лиц.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
11.11.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение и документация по электронному аукциону на оказание охранных услуг (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутри объектового и пропускного режимов) на объектах заказчика на 2023 г (номер извещения N 0353100005122000039).
Начальная максимальная цена контракта составляет 7 446 000,00 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Пунктами 3.25.11, 3.26, 3.26.1 описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее:
"3.25.11. Обязательно наличие у Исполнителя собственной мобильной группы частных охранников на автомобиле (специальная раскраска автомобиля, информационные надписи и знаки на автомобиле должны быть согласованы с органом внутренних дел, выдавшим лицензию на осуществление частной охранной деятельности) в составе не менее двух частных охранников:
- Вооруженных исполнителем служебным оружием, в количестве не менее 1 (одной) единицы.
- Экипированных исполнителем специальными средствами, разрешенными к применению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в количестве не менее двух единиц каждого наименования.
3.26. Экипаж мобильной группы на автомобиле должен иметь:
3.26.1. Специальные инструменты и принадлежности:
- бронежилет - 2 шт.;
- шлем - 2 шт.;
- аптечка универсальная - 1 шт.;
- противогаз - 2 шт.;
- фонарь - 2 шт.;
- комплект переговорных устройств - 1 комп.;
- палка резиновая - 2 шт.;
- электрошоковое устройство - 1 шт.;
- наручники - 1 шт.;
- портативный металлообнаружитель - 1 шт.;
- бензогенератор - 1 шт.;
- домкрат - 1 шт.;
- бензопила - 1 шт.;
- столбики ограждения опасной зоны - 5 шт.;
- электроножовка - 1 шт.;
- газовый ключ - 1 шт.;
- разводной ключ - 1 шт.;
- лом - 1 шт.;
- лопата саперная - 1 шт.;
- трос буксировочный - 2 шт.;
- лента ограждения опасной зоны - 1 шт.;
- лестница веревочная спасательная - 1 шт.;
- огнетушитель - 1 шт.;
- удлинитель сетевой на катушке - 1 шт.;
- перчатки диэлектрические - 1 пара;
- дрель - 1 шт.;
- угловая шлифовальная машина (болгарка) - 1 шт.;
- набор ключей комбинированный - 1 компл.;
- топор - 1 шт.;
- ножовка по дереву - 1 шт."
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные характеристики, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доводы и сведения, изложенные в обращении, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Вместе с тем, обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов заявителя лежит на подателе жалобы.
Между тем, Заявителем не доказан тот факт, что содержащиеся в документации требования к оказываемым услугам предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки. Кроме того, Заявителем не указаны основания невозможности оказания охранных услуг с наличием перечня специальных инструментов и принадлежностей, которые должны быть в наличии у мобильной группы на автомобиле.
Комиссией Оренбургского УФАС России принят во внимание факт, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2022 г. N ИЭА1 на участие в аукционе было подано 6 заявок - 5 заявок были допущены к участию в электронном аукционе.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2022 г. N ИЭА1 победителем электронного аукциона было признано ООО "ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЕРКУТ-1" с предложением о цене контракта 6 813 090,00 руб.
Таким образом, снижение на 8,5 % от начальной (максимальной) цены контракта, а также количество участников электронного аукциона свидетельствует об эффективном расходовании бюджетных средств и создании равных условий для участников закупки, что и является целью электронного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Оренбургского института путей сообщения - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутри объектового и пропускного режимов) на объектах заказчика на 2023 г (номер извещения N 0353100005122000039) в рамках доводов, заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Сириус", не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 ноября 2022 г. N 08-09-94/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022