Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ" на действия Заказчика МКУ "Администрация кладбищ" при проведении запроса котировок в электронной форме N0360300297322000019 "Оказание услуг по специальной оценке условий труда (СОУТ)",
УСТАНОВИЛА:
18.11.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ" на действия Заказчика МКУ "Администрация кладбищ" при проведении запроса котировок в электронной форме N0360300297322000019 "Оказание услуг по специальной оценке условий труда (СОУТ)" (далее - Запрос котировок).
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещении установлено излишнее требование о нахождении испытательной лаборатории на территории Саратовской области, что приводит к необоснованным ограничениям участников закупки.
Представители Заявителя не присутствовали на рассмотрении жалобы, извещены надлежащим образом.
Представители Заказчика не присутствовали на рассмотрении жалобы, извещены надлежащим образом.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
14.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее- Извещение).
Заказчиком по данному Запросу котировок является МКУ "Администрация кладбищ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 87 953,33 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.6.2.4 Приложения N1 к извещению "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены следующие требования к оказанию услуг:
"Требования к методам исследований (испытаний) и методикам измерений при проведении СОУТ: наличие регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ, согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ и нахождения испытательной лаборатории на территории Саратовской области".
Из жалобы Заявителя следует, что оказание услуг по проведению инструментальных измерений и лабораторных исследований вредных производственных факторов на рабочих местах осуществляется с помощью переносного оборудования и не требует расположение Исполнителя непосредственно в регионе Заказчика. Заявитель способен осуществлять данные работы на территории всей Российской Федерации.
Согласно ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного видадеятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих потрудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательнойлаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно абз.13 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.
Таким образом, вышеуказанными документами установлен исчерпывающий перечень требований к организация, проводящим специальную оценку условий труда.
В Письме от 20.02.2017 NД28и-699 Минэкономразвития России разъяснил, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции. Также аналогичная позиция указана в письме Минэкономразвития РФ от 31.10.2016 NД28и-2832.
Согласно п.2 Правил допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда" организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась. Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда приостанавливается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации. Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда прекращается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об исключении ее из реестра.
Таким образом, законодательством о контрактной системе, Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", а также Правилами допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки труда не предусмотрено наличие испытательной лаборатории в конкретном субъекте Российской Федерации.
Кроме того, п.11.3 проекта Контракта предусмотрено право Исполнителя привлечь к исполнению контракта третьих лиц в части оказания сопутствующих видов услуг: "Исполнитель вправе привлекать соисполнителей для оказания содействия Исполнителю при оказании Услуг. В случае привлечения соисполнителей в соответствии с условиями настоящего пункта их работа будет считаться частью Услуг, за которую Исполнитель несет ответственность по условиям Контракта".
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком установлено излишнее требование о нахождение испытательной лаборатории на территории Саратовской области в нарушение п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признан обоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ" на действия Заказчика МКУ "Администрация кладбищ" при проведении запроса котировок в электронной форме N0360300297322000019 "Оказание услуг по специальной оценке условий труда (СОУТ)" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика МКУ "Администрация кладбищ" нарушение п.3 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4.Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 ноября 2022 г. N 064/06/42-1016/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022