21.11.2022 г. Томск
при проведении в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) внеплановой проверки действий ОГБУЗ "Первомайская РБ" (далее - Заказчик) в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме "Поставка медицинского изделия (система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие" (извещение N 0865200000322002026) (далее - аукцион), с участием посредством ВКС представителя Заказчика Сидоренко А.Г. (действует на основании приказа N 44 ок-1 от 15.04.2022), представителя Заявителя Добрынина А.В. (доверенность N БП-61 от 27.09.2022), | |||||||||||||
|
|
|
|
УСТАНОВИЛА:
В результате поступления обращения АО "Медтехника" были обнаружены признаки нарушения Заказчиком при проведении аукциона части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Уведомлением о проведении внеплановой проверки от 31.10.2022 (исх.N АА/5016/22) Томским УФАС России у Заказчика запрашивались пояснения относительно доводов обращения АО "Медтехника".
Заказчик представил письменные пояснения по факту изложенного в уведомлении, в которых указал, что на момент размещения извещения о проведении закупки в позицию КТРУ 26.60.11.113-00000090 были внесены изменения, а измененное КТРУ, обязательное к применению с 03.11.2022, не вступило в обязательную силу на 14.10.2022, следовательно, размещенный код КТРУ не был обязательным к применению, и носил для Заказчика рекомендательный характер. В связи с чем, по мнению Заказчика, ограничения количества участников закупки не произошло.
В результате осуществления в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0865200000322002026 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 14.10.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 970 000,00 руб.
Объект закупки - "Поставка медицинского изделия (система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие".
Согласно извещению N 0865200000322002026 на участие в закупке подана одна заявка.
На момент проведения внеплановой проверки заключен контракт с ООО "ВиП Медикал". Дата заключения контракта - 07.11.2022.
Согласно части 2 статьи 8 конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4, 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из буквального толкования положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, не ограничивая при этом количество участников закупки.
Согласно позиции КТРУ N 26.60.11.113-00000090 обязательна к применению с 03.11.2022. Извещение N 0865200000322002026 размещено 14.10.2022. Таким образом, Заказчик имел право указать характеристики в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе без применения соответствующего кода КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 электронного документа "Техническое задание" извещения N 0865200000322002026, характеристикой к поставляемому товару является "штатив - кольцеобразный".
Пунктом 6.1 ГОСТ 56311-2014 предусмотрено, что в техническом задании должен быть указан вариант построения цифрового маммографического рентгеновского аппарата и его состав по 0 - 0. Требование о кольцеобразном построении штатива, варианте с горизонтальным положением штатива пациентки и включении в дополнительную комплектность устройства для стереотаксиса отмечаются символом (**) и обосновываются в виде приложения к техническому заданию.
Подпунктом "б" пункта 6.2.4 предусмотрено следующее: конструктивное исполнение снимочного штатива: кольцеобразный штатив**.
Положения Закона N 44-ФЗ не ограничивают право заказчика на включение в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимым для заказчика и отвечают его потребностям, однако указанные требования должны иметь под собой обоснование с точки зрения оказания медицинских услуг.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком не обоснована необходимость использования характеристики "штатив-кольцеобразный". В ходе рассмотрения материалов дела Заказчик подтвердил, что письменного обоснования применения кольцеобразного штатива на момент заседания Комиссии не имеется.
Описание характеристик федерального стандарта без соответствующего обоснования необходимости использования таких показателей может ввести участников закупки в заблуждение и тем самым создает препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем при формировании заявки.
Таким образом, Заказчик обязан был обосновать указание в техническом задании использование штатива кольцеобразного.
Комиссией исследованы запросы коммерческих предложений, направленных Заказчиком в количестве 6 штук. В ответ поступило одно коммерческое предложение от ООО "Медлига Сибирь" (исх. N 80437-22/YK от 22 сентября 2022 г.), согласно которому техническому заданию Заказчика соответствует система маммографическая рентгеновская цифровая "ОМИКРОН". В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 27.10.2022, подана одна заявка. Победителем закупки является ООО "Вип Медикал", которое предложило к поставке систему маммографическую рентгеновскую цифровую "ОМИКРОН" производства ООО "РЕНМЕДПРОМ".
При установленных обстоятельствах, Заказчику при формировании закупки в рамках Закона N 44-ФЗ были предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но, при описании объекта закупки заказчик должен был таким образом прописать требования к закупаемому товару, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком сформирована техническая документация на объект закупки без исследования конкурентной среды на товарном рынке систем маммографии, техническое задание сформировано таким образом, что только товар одного производителя может удовлетворить потребности Заказчика.
Заказчик, указавший в техническом задании техническую характеристику "штатив кольцеообразный", а также не представивший обоснования указания данной характеристики нарушил часть 2 статьи 8, пункт 2 части 1 стать 33, Закона о контрактной системе.
На основании установленного, руководствуясь ч.ч. 15, 22 ст.99 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях ОГБУЗ "Первомайская РБ" при проведении открытого конкурса в электронной форме Поставка медицинского изделия (система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие" (извещение N 0865200000322002026) выявлено нарушение части 2 стать 8, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать в связи с заключением контракта.
3. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0865200000322002026, опубликованного в единой информационной системе на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Томск, пр. Ленина 111, 3 эт., каб. 54 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0865200000322002026, с объяснениями по факту выявленного нарушения 28.11.2022 года в 14:00. все документы направляются предварительно по электронной почте to70@fas.gov.ru. Заказчику необходимо ознакомить под подпись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Обращаем внимание должностного лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, что он вправе принять участие в составлении протокола посредством ВКС, предварительно направив ходатайство об этом на электронный адрес: to70@fas.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
председатель Комиссии члены Комиссии |
|
|
В.А. Алиев С.В. Жохов К.К.Лукьяненок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 21 ноября 2022 г. N 070/06/99-779/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - изделия медицинского назначения - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022