Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Заказчик):
ООО "Альтаир" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29291/22 от 16.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изготовленных мебельных изделий по индивидуальному заказу для оборудования гардероба для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (извещение N 0372200184921000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изготовленных мебельных изделий по индивидуальному заказу для оборудования гардероба для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (извещение N 0372200184921000020) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 400 882,61 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.02.2022 N 0372200184921000020-6 победителем Аукциона признано ООО "Альтаир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альтаир" заключен государственный контракт N 3609736 от 03.03.2022 на сумму 1 125 880,02 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений Поставщиком условий настоящего контракта, а именно:
14.2.1. поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
14.2.2. неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 27.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Альтаир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку изготовленных мебельных изделий по индивидуальному заказу для оборудования гардероба для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Товар) в срок, с даты подписания Контракта сторонами не позднее 15.03.2022 в соответствии с заявками Заказчика (2.1 Контракта).
Вместе с тем по состоянию на 27.10.2022 Товар Участником поставлен не был, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.11.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в период с даты заключения Контакта до момента его расторжения ООО "Альтаир" вело переписку с Заказчиком по согласованию макетов/эскизов мебели. Согласование макетов длилось месяцами.
Представитель Участника полагает, что Заказчик намеренно не давал ООО "Альтаир" исполнить Контракт, создавая препятствия в виде затягивания сроков согласования макетов, недопуска работников ООО "Альтаир" на объект Заказчика и отсутствия возможности связаться с представителями Заказчика (руководителя учреждения на рабочем месте в рабочее время не было, рабочий телефон не отвечал или отвечали иные работники Заказчика, которые не владели информацией по Контракту).
Вместе с тем часть Товара, по части согласованных эскизов, была поставлена Участником, но не принята Заказчиком. При этом Заказчик не выставил рекламаций в адрес ООО "Альтаир" по вопросам качества поставленного Товара.
07.11.2022 ООО "Альтаир" было намерено поставить весь недостающий Товар, произвести его монтаж, однако представители Заказчика не допустили представителей ООО "Альтаир" на территорию и в помещения, указанные в Контракте.
Так же 07.11.2022 ООО "Альтаир" направило Заказчику письмо N А-122 с просьбой обеспечить допуск работников ООО "Альтаир" для осуществления действий по исполнению Контракта.
08.11.2022 ООО "Альтаир" разместило в ЕИС письмо в адрес Заказчика от 07.11.2022 N А-126, где указало на неправомерность расторжения Контракта с требованием об его отмене и о готовности уплатить неустойку, предусмотренную действующим законодательством за просрочку исполнения обязательств по Контракту. Однако Решение Заказчика не было отменено и вступило в законную силу 12.11.2022.
Вместе с тем в соответствии с п. 2.1 Контракта поставка товара производится по заявкам Заказчика, однако ни одной заявки в адрес ООО "Альтаир" от Заказчика не поступало.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ООО "Альтаир" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Альтаир" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Альтаир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Альтаир" (ИНН: 7802663220) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2022 г. N РНП-78-1474/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022