Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ "Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова" (далее - Заказчик): Анистратенко Н.М. по доверенности, Устинова С.А. по доверенности, Сергеева С.П. по доверенности;
ООО "Невастройпроект" (далее - Участник): Бобылева С.С. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29425-ЭП/22 от 17.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по огнезащите несущих металлоконструкций с доведением до требуемого предела огнестойкости в здании Общежития N1 Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зенитчиков, д. 7/3, лит А (извещение N 0372100047122000016),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по огнезащите несущих металлоконструкций с доведением до требуемого предела огнестойкости в здании Общежития N1 Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зенитчиков, д. 7/3, лит А (извещение N 0372100047122000016) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 242 630,65 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Невастройпроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Невастройпроект" заключен государственный контракт N 26/22 от 26.08.2022 на сумму 230 499,12 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 8.5, 8.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Невастройпроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по огнезащите несущих металлоконструкций с доведением до требуемого предела огнестойкости в здании Общежития N1 Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зенитчиков, д. 7/3, лит А (далее - Объект), в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 1.2 Контракта).
Заказчиком в адрес Участника были направлены письма-претензии от 06.09.2022 N 1015, от 16.09.2022 N 1051, от 27.09.2022 N 1099, от 04.10.2022 N 1135, от 13.10.2022 N 1236, от 20.10.2022 N 1296, от 24.10.2022 N 1312, свидетельствующие об уведомлении Участника о существенных нарушениях условий Контракта в ходе выполнения Работ на Объекте и срыве срока выполнения Работ по Контракту.
Участник в ответ (исх. N 516 от 07.10.2022) констатировал факт невыполнения Работ в установленный Контрактом срок, с просьбой продлить срок до 31.12.2022 включительно.
Заказчик письмом от 13.10.2022 N 1236 ответил о невозможности продления срока выполнения Работ по Контракту и в очередной раз проинформировал Участника о расторжении контракта в одностороннем порядке в случае невыполнения работ в установленный Контрактом срок.
По состоянию на 01.11.2022 Участник обязательства по Контракту не исполнил (к выполнению Работ непосредственно на Объекте не приступил), исполнительная документация, оформленная соответствующим образом, Заказчику не была представлена, в том числе экспертное заключение по итогам исследования ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу с обязательным подтверждением доведения металлических конструкций до требуемых пределов огнестойкости.
Предложенное Участником продление срока выполнения Работ по 31.12.2022 Заказчик посчитал невозможным ввиду его неисполнимости (в том числе, при получении экспертного заключения возможны замечания ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу, которые Участник обязан был бы устранить, либо вовсе отрицательное экспертное заключение; в обоих случаях дальнейшая приемка была бы невозможна), а, следовательно, влекущим за собой неисполнение Заказчиком встречного обязательства по оплате Контракта в текущем финансовом году, что, в свою очередь, привело бы к неосвоению Заказчиком средств субсидии бюджетным учреждением на финансовое обеспечение государственного задания. Учредитель вправе не подтвердить неиспользованный остаток субсидии.
Таким образом, Участником были нарушены существенные условия Контракта, фактически обязательство по выполнению Работ не исполнено.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик на основании п. 3 ст. 708, ст. 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.ч. 8, 9, 13 ст. 95 о контрактной системе, п.п. 8.5, 8.6 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.11.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Невастройпроект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика в связи с длительным согласованием ППР со стороны Заказчика, а именно:
Проект производства работ (Далее - ППР) - это один из основных организационно-технологических документов, описывающих применяемые обоснованные организационно-технологические решения для обеспечения оптимальной технологичности производства и безопасности соответствующих видов работ, а также экономической эффективности капитальных вложений.
После заключения Контракта ООО "Невастройпроект" незамедлительно приступило к изготовлению ППР согласно Техническому заданию к Контракту.
06.09.2022 Заказчик направил в адрес Участника претензию (требование) об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных Контрактом при осуществлении закупки работ, в которой требовал:
1. Разработать и передать Заказчику для ознакомления документацию, требуемую для организации и выполнения работ по огнезащите несущих металлоконструкций на объект (по 05.09.2022).
2. Предоставить список сотрудников, привлекаемых к выполнению Работ на Объекте, с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, паспортных данных (по 31.08.2022).
07.09.2022 Участник направил Заказчику ППР на согласование по огнезащите несущих металлоконструкций согласно п. 6.3. Технического задания (Приложение N 1) Контракта N 26/22 от 26.08.2022.
08.09.2022 Участник произвел оплату неустойки (штраф) согласно выставленной Претензии (исх. N 1015) от 06.09.2022 в размере 2 000,00 руб., что подтверждается платежным поручением N 1060.
09.09.2022 Заказчик направил Участнику свои замечания по проекту производства работ на выполнение работ по огнезащите несущих металлоконструкций с доведением до требуемого предела огнестойкости в здании.
16.09.2022 Заказчик направил информационное письмо (исх. N 1051) в адрес Участника, в котором просил предоставить ППР с внесенными изменениями.
27.09.2022 Заказчик повторно направил информационное письмо (исх. N 1099) (вх. 299) Участнику с просьбой направить ППР в адрес Заказчика с внесенными корректировками, а также требовал предоставить данные ответственного сотрудника согласно п. 3.2.6 Контракта N 26/22 от 26.08.2022.
04.10.2022 Заказчик направил информационное письмо (исх. 1135) (вх. 306) в адрес Участника, в котором было указано, что Заказчик направил запрос в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу (экспертная организация), в котором Участник должен был получить после проведения обследования экспертное заключение, подтверждающее доведение до требуемого предела огнестойкости металлоконструкции.
06.10.2022 Участник повторно направил в адрес Заказчика ППР с целью согласования, чтобы в дальнейшем ООО "Невастройпроект" могло приступить к выполнению Работ на Объекте Заказчика.
07.10.2022 Участник направил Заказчику информационное письмо (исх. N 516) в ответ на письма Заказчика (N 1051 от 16.09.2022, N 1099 от 27.09.2022 и N 1135 от 04.10.2022), в котором требовал согласовать ППР, который был направлен ранее, а также продлить срок выполнения Работ до 31.12.2022 в связи с длительным согласованием ППР со стороны Заказчика.
12.10.2022 Участник направил Заказчику письмо (исх. 531), в котором просил допустить персонал ООО "Невастройпроект" к производству Работ с 13.10.2022 по 30.10.2022.
13.10.2022 Заказчик направил в адрес Участника письмо (исх. N 1236), в котором сообщал о допуске персонала ООО "Невастройпроект" к Работам, а также указывал, что согласно п. 6.3 Технического задания Контракта Участник должен был передать проектную документацию (ППР) Заказчику для ознакомления.
19.10.2022 представитель ООО "Невастройпроект" направил Заказчику письмо по электронной почте, в котором уточнил о согласовании ППР, а также уведомил Заказчика, что со следующей недели ООО "Невастройпроект" приступит к выполнению Работ.
24.10.2022 Заказчик направил информационное письмо (исх. N 1296), в котором сообщил, что согласование проекта производства работ, а также набор наилучшего огнезащитного материала для выполнения Работ по огнезащите несущих металлоконструкций с доведением до требуемого предела огнестойкости, не входит в компетенцию Заказчика.
Представитель Участника отметил, что ООО "Невастройпроект" неоднократно направляло ППР на согласование Заказчику, но четкого ответа о том, что согласование Заказчика не обязательно, в адрес ООО "Невастройпроект" не поступало.
25.10.2022 Заказчиком был составлен Акт о невыполнении работ по Контракту, в котором сообщалось, что ООО "Невастройпроект" не приступило к выполнению Работ по огнезащите несущих металлоконструкций. Представители ООО "Невастройпроект" присутствовали на Объекте Заказчика, когда составлялся вышеуказанный Акт.
01.11.2022 Заказчиком на ЕИС было опубликовано Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.11.2022 Участник направил информационное письмо (исх. 514), в котором просил Заказчика допустить персонал ООО "Невастройпроект" к производству Работ на Объекте с 03.11.2022 по 30.11.2022.
Представитель Участника пояснил, что ООО "Невастройпроект" не могло приступить к выполнению Работ на Объекте без согласования ППР со стороны Заказчика, поскольку вначале согласовывается проект производства работ, а уже после закупается краска, и сотрудники приступают к выполнению Работ на самом Объекте Заказчика.
Между ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу (экспертная организация) и ООО "Невастройпроект" был заключен Договор N 253 от 03.11.2022 на выполнение работ по инструментальному контролю толщин покрытия металлических конструкций, с подтверждением доведения конструкций до требуемых пределов огнестойкости в здании Общежития N 1 Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (далее - Договор).
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Заказчик представил письмо ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу (б/н от 14.11.2022), согласно которому ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу сообщало, что счет на выполнение работ по договору N 253 от 03.11.2022 не был оплачен ООО "Невастройпроект" и что данные работы будут начаты ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по г. Санкт-Петербургу только после 100% оплаты.
Представитель Участника пояснил, что 01.07.2022 ООО "Невастройпроект" закупило нужный объем краски для исполнения Контракта, что подтверждается платежным поручением N 331.
09.11.2022 Участник направил Заказчику свои возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в которых сообщил, что ООО "Невастройпроект" оплатило штраф на сумму 2 000,00 рублей, согласно выставленной Претензии N 1015, а также просил продлить сроки выполнения Работ по 31.12.2022.
По словам представителя Участника, ООО "Невастройпроект" готово было приступить к исполнению Контракта в полном объеме, но со стороны Заказчика не было получено нужного допуска на Объект, согласно направленного письма (исх. 514) от 03.11.2022.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Невастройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем требование о согласовании ППР с Заказчиком не содержится в Контракте. Участник должен был представить Заказчику ППР для ознакомления.
Представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Невастройпроект", ИНН: 7841461789, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Киргинцев Михаил Александрович, ИНН: 637722345115, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Невастройпроект" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.11.22 |
18.11.22 |
17.11.22 |
0 |
17.11.22 |
24.11.22 |
24.11.22 |
0 |
29.11.22 |
29.11.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2022 г. N РНП-78-1482/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022